Как мне разобраться в себе и примириться с собой?

Вопрос психологу:
Я не могу закончить ни одного дела. У меня постоянно скачет настроение, то я воодушевлен, то подавлен. С детства чувствую тревогу, не всегда обосновано. Постоянно чувствую себя виноватым. Друзья говорят что я слишком грубо отношусь к жизни, не умею расслабляться. Я и сам это знаю, но ничего не могу поделать. Я ставлю перед собой какие оо цели, но я не могу ничего довести до конца из-за скачущего настроения. Вечером я вдохновленно работаю, а утром я вообще ничего не хочу, вроде знаю, что я должен сделать дело, должен добиться результата, но у моей головы, видимо, на этот счет свое мнение. Вроде бывает я прихожу для себя к каким то выводам, вроде думаю, что вот в чем моя проблема, но моя голова всегда находит как все вывернуть и я снова прихожу к тому же состоянию. Может это все потому что детство сложилось не очень хорошо. Родители постоянно ссорились, потом и вовсе грубо разошлись и в итоге половину детства я прожил не с родителями. Мне постоянно внушали чувство что я в чем-то виноват, что я какой-то неправильный. В школе отношения тоже не сложились. Иными словами там было все то же самое. Да и вообще в жизни просто не везет в казалось бы, обычных человеческих радостях. Люди, которые мне нравились, постоянно куда то уходили. Годами наблюдал как мать себя убивает во всех смыслах и в конце концов погибла вместе с моей сестрой. Я держу в себе очень много злобы, и когда она вырывается хоть немного, я сильно виню себя, зная, что я могу поступить и хуже, если дам себе волю. В итоге я до сих пор чувствую себя отчужденно среди людей, хотя друзья у меня с годами появились и они говорят мне что я хороший человек, но сам я, видимо, привык ненавидеть себя и все вокруг. Хотя учитывая, что я все держу в себе ради комфорта других, я скорее пытаюсь любить других и при этом совершенно не уважаю себя. Я не знаю, что мне с этим всем делать. Кажется, что ситуация просто безвыходная. Как мне обрести равновесие? Как разобраться в себе?
Автор вопроса: Никита Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Радионова Ольга Александровна.
Никита, здравствуйте. Насколько правильно я поняла, Вам хотелось бы в себе разобраться и начать более конструктивно выстраивать свою жизнь. Давайте немного распутаем Ваш клубок.
С самого начала Вы написали про то, что хотели бы примирения с собой. Получается, что внутри Вас происходит постоянный конфликт, одна часть Вас хочет что-то изменить и довести до конца, а у другой части - свои планы. Все это Вы описываете в скачущем настроении, а также в том, что Ваша голова имеет какое-то свое мнение и делает не так как нужно. Как Вы думаете, почему утром, Вы не хотите довести дело до конца? Возможно ли, что нет уверенности в том, что то, что Вы сделаете, будет оценено по достоинству? Может быть, есть страх неприятия другими Ваших стараний?
Понимая этот внутренний конфликт можно сказать, что Вы не управляете своей жизнью, точнее не можете ее контролировать. Далее Вы об этом и пишите “Да и вообще в жизни просто не везет в казалось бы, обычных человеческих радостях”. Можете подробнее написать в чем именно не везет Вам, о каких человеческих радостях идет речь?
Никита, Вы указываете, что причина Вашего состояния ,скорее всего, возникла в детстве. Да, я согласна с Вами, что все закладывается из отношений с близкими людьми. Как я понимаю, из Вашего письма, детство у Вас было очень травматичным.
Скажите, сколько было Вам лет, когда развелись родители? Вы написали, что половину детства прожили не с родителями, а с кем? Кто занимался Вашим воспитанием? Виделись ли Вы с родителями после развода? Спрашиваю все, так как здесь очень много важной информации, исходя из которой можно исследовать Ваше состояние в настоящем.
Еще вопросы, касательно тревоги, она возникла еще до развода родителей или после? Кто Вам внушал чувство вины? Вопрос с чувством вины является одним из главных для того, чтобы разобраться с собой и примирится.
То, что Вы написали далее, также требуется отдельного рассмотрения - это отношение Вашей мамы к себе, отношение Ваше к ней, а также гибель мамы и сестры. Я сопереживаю Вам, В Ваших потерях близких. Как давно это произошло? Как Вы это пережили?
Вы написали дальше про злость, про то, что вините себя, если она вырывается наружу. Как Вы можете поступить хуже? Возможно ли злобу выпускать, при этом никому не навредить? Например, в спорте.
Еще одни момент про то, что Вы все держите в себе ради комфорта других, фактически Вы скрываете часть себя от друзей, чтобы не быть отвергнутым ими? Опять же пишите, что пытаясь любить других, Вы не уважаете себя. Как это проявляется? Вы не можете сказать нет или в чем-то уступаете и не отстаиваете свои интересы?
Вы написали письмо сейчас, что именно происходит в вашей жизни в настоящем, что привело к состоянию безвыходной ситуации?
И так, с чего же начать.
Давайте пропишем сейчас о том, КАК ВЫ СМОЖЕТЕ СЕБЕ ПОМОЧЬ?
Первое, нужно поискать свои ресурсы, свои точки опоры. Есть ли у Вас какие-то увлечения, занятия, которые Вам приносят радость и счастье, все то, что Вы видите прекрасного в жизни. Возможно, это чтение книг, фильмы, спорт, музыка, друзья или еще что-то. Все то, что Вас наполняет энергией.
Второе, попробуйте вести дневник ценности себя, где будете записывать каждый свой день, но не просто описывать факты, а придавать ценность тому, что сегодня было, что Вы сегодня молодец, учитесь хвалить себя за каждую мелочь, не обесценивайте себя, ведь на самом деле Вы у себя самое дорогое, что есть.
Третье, попробуйте выполнить такое упражнение:
-назовите 5 вещей в Вашей жизни, которые Вам нравятся (цвет, одежда, еда, время года и т.д.)
-назовите 5 вещей в Вашей жизни, которые Вам не нравятся
-назовите 5 действий , которые нравится делать ( гулять, бегать, читать, слушать музыку и.т.д. )
-назовите 5 действий , которые не нравится делать
Дальше, можно продолжить в таком же духе , только соединяя в одном объекте, что нравится , а что не нравится (нравится мороженое, но не нравится, что сильно калорийно), это как пример. Следуя этой логике, можно таким же образом переключиться на субъекты, на людей. Что нравится в людях, а какие черты, качества не нравятся?
Никита, последнее и самое важное, напишите, что нравится в себе, а что не нравится? Это про то, что не видите своих достоинств, подумайте и напишите их. Вспомните, какие трудности в своей жизни Вы преодолевали. Какие качества Вам тогда помогли?
Таким образом, Вы лучше узнаете себе и начнете в себе соединять непримиримые части.
Никита, для того, чтобы разобраться в себе и проработать детские травмы, желательно, пройти психотерапию.
С Уважением Радионова Ольга.