Умерла мама. Я не справляюсь.

Вопрос психологу:
Умерла мама. До этого погибла собака. На подходе другая. Сил нет. Работа не помогает, хобби не спасает. Вообще ничего не могу делать. Полная апатия. Никого рядом. Ощущение, что жизнь окончена. Желания жить нет. Не из-за смерти мамы, просто не хочется больше Не знаю, что ещё написать. Знаю, что нужна помощь. Как её просить, не знаю. Хорошо, начну с начала. Заболела моя собака. Очень серьёзно. Лечили - бесполезно. В процессе узнали, что сын женится. На наш взгляд в тот момент - неудачно. Собаке стало хуже. Повезли в Питер. Взяли кредит и всё такое. Собака погибла. Сын женился. А потом заболела мама. Мы жили с ней в шести тысячах километрах друг от друга. Она не говорила. А потом стало поздно. Я ездила её хоронить. Я ещё ни разу не плакала. Не могу. Наверное, это плохо. Но не могу. А сейчас, похоже, вторая собака умирает. Я не справляюсь. Я старшая, мне нельзя плакать. Мне нельзя вообще ничего. Но я не справляюсь. Извините за сумбур. Что в голове, то и здесь. Спасибо большое заранее за помощь.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 45

На вопрос отвечает психолог Федорова Яна Владимировна.
Екатерина, Здравствуйте!
Спасибо большое, что нашли в себе силы написать и поделиться здесь своей болью. Очень хочется сейчас вас поддержать, побыть с вами рядом, разделить с вами ваши сложные чувства, помочь вам пережить это непростое состояние и справиться со всем тем, что выпало на ваши плечи.
Позвольте, в первую очередь, принести вам мои глубокие соболезнования, в связи с уходом из жизни вашей мамы.
Сколько бы ни было человеку лет, смерть родителя, это всегда невосполнимая потеря и трудно переносимая боль утраты. Это то горе, которое важно и необходимо проживать до самого конца, чтобы иметь возможность продолжать снова жить и дышать полной грудью, опираясь на свои собственные ценности, на свои личностные смыслы, на близких людей, на всё то, что так дорого и остается с тобой в этом мире.
Ничто не стоит на месте, все течёт, все меняется, всё движется и даже такая рана, как смерть близкого человека, со временем, постепенно затягивается и постепенно переходит совершенно на новый уровень, превращаясь в тихую печаль и светлую память о дорогом твоему сердцу человеке.
Сначала, вы потеряли своего любимого питомца за жизнь которого боролись до конца и сделали все от себя зависящее, затем, неожиданно для вас, ушла из жизни ваша мама, которая, по всей вероятности, не сообщала вам о своей болезни, чтобы не причинять дополнительную боль. Теперь, как оказалось, ещё одна потеря стоит на пороге вашего дома и всё это вместе, слишком много и очень тяжело для вас одной, это трудно переносимо и усложняет процесс горевания.
Сейчас вы погружены в состояние полной апатии и бессилия, все вокруг видится серым и бессмысленным, ни работа, ни хобби не помогают, и это конечно же объяснимо, ведь это переживания особого рода, которые являются нормальной реакцией на сильные потрясения —  сложные травмирующие обстоятельства, выходящие за рамки обычного человеческого опыта.
Невозможно взять и выпрыгнуть из процесса горевания, ведь сама человеческая психика заботится о том, чтобы горе было прожито до конца, что, в свою очередь, позволит сохраниться и восстановиться.
Поэтому, по возможности, постарайтесь сейчас окружить себя «теплыми, близкими людьми», которые могли бы разделить с вами ваши сложные чувства и переживания, вашу душевную боль и, которые могли бы оказать вам свою эмоциональную поддержку.
Не менее важным будет также сейчас принимать саму себя, позволять себе проявлять и выражать все эти свои чувства и эмоции, выражать те, или иные свои реакции, без вреда для себя и окружающих, давать себе право горевать.
Если захочется плакать в голос — делайте это столько, сколько потребуется, если захочется кричать — кричите и главное, не сдерживайте внутри себя то, что рвётся наружу и то, что должно быть выпущено, пережито и прожито, это очень важно и очень ценно в данный период вашей жизни.
Мне бы хотелось предложить вам сейчас одну из техник брюшного дыхания, которая сможет помочь вам преодолеть излишнее волнение и за максимально короткое время, сможет помочь вам расслабиться и придти в состояние душевного равновесия.
- Сидя, или стоя необходимо сбросить напряжение с мышц, с помощью их попеременного напряжения и расслабления и далее, сосредоточиться на своем дыхании.
- Затем, на счет 1,2,3,4, осуществляется медленный, очень плавный вдох через нос, при этом, живот выпячивается вперед, мышцы живота расслаблены, а грудная клетка неподвижна.
- Далее, на следующие 4 счета производится задержка дыхания и затем, плавный выдох через рот (нижняя челюсть при этом, расслаблена, рот слегка приоткрыт) на 4 счета, сопровождаемый подтягиванием мышц живота к позвоночнику.
- Перед следующим вдохом снова производится задержка дыхания, пауза, на 4 счета.
Уже через 3-5 минут такого дыхания, можно будет уже заметить, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Также, могу порекомендовать вам еще одно упражнение, направленное на снятие лицевых зажимов, которое выполняется на протяжении трех дней.
- Подойдите к зеркалу и глядя на себя в течение нескольких минут начинайте гримасничать.
- Далее, глядя на себя, представьте, как можно ярче, что вам хочется плакать, даже пореветь в голос.
-Вспомните ситуацию, когда вы не могли себе этого позволить и начинайте рыдать, как можно громче, имитируя плач с гримасничанием, с искривлением губ, кусанием, вплоть до имитации рвотных движений, как бывает при натужном плаче.
- Уделите упражнению примерно 15 минут. Заканчивайте его выполнение, когда высохнут слезы, или возникнет облегчение.
После упражнения, запишите чего вам хотелось в тот момент, когда вы его выполняли. Возможно вы себя жалели, или мечтали о чем-то.
Это ваши потребности сейчас, подумайте о том, как вы можете их осуществить?
Екатерина, если почувствуете что не справляетесь в одиночку, обращайтесь за личной помощью, в любом удобном для вас формате, всегда готова вас поддержать и разделить с вами все ваши чувства и переживания.
С уважением к вам,
Яна Пергаменщикова.