Как перестать чувствовать себя неуместным человеком?

Вопрос психологу:
Всегда чувствовала себя неуместной на этой земле, но за прошедший год это чувство особенно обострилось. Постоянно ощущаю, что я лишняя, что своим существованием мешаю окружающим людям и нигде не буду "своей". Также мучаю себя тем, что не умею за себя постоять. Во мне всегда присутствовал страх перед людьми. Мнение людей и сами окружающие люди кажутся мне намного значимее, чем я сама. Окружающие, видимо, чувствуют мою слабость и порой очень нагло ведут себя со мной, могут задавать личные вопросы или давать советы как мне нужно жить, одеваться и т.д. Я каждый раз прокручиваю в голове, как я отреагирую в следующий раз на такую наглость, но опять все "проглатываю". За последний год очень страдаю от этого, постоянно виню себя за свою слабость, не знаю как измениться. Будучи руководителем, я понимаю, что должна быть намного увереннее в себе, иначе дальше двигаться не смогу. Что попаду когда-то в коллектив посерьезнее, и меня "сожрут". Снова и снова прокручиваю в голове, как мне что-то сказали, нахамили, и как я неправильно отреагировала, промолчала. И кажется, что дальше будет хуже и я не справлюсь. Даже думала отказаться от руководящих должностей. Мне многое нужно сделать: запланировано обучение, смена работы и места жительства. Но при этом присутствует апатия, т.к. считаю что все мои усилия ни к чему не приведут. К этому добавляется моя заниженная самооценка. Мне почти 31 год, у меня никогда не было отношений с мужчинами, есть дефекты внешности врожденные, хотя они меня не сильно портят. Мои родители между собой кузены, и я часто думаю, что я по сути ошибка. В детстве страдала от буллинга со стороны одноклассников, часто думала о суициде. Практически всю жизнь я прожила в сельской местности в одиночестве (были 5 лет университета). Боязнь людей, возможно, укоренилась из-за метода воспитания моей матери: крики и проклятия, побои за любую провинность. Сейчас если на меня повышают голос, у меня внутри все сжимается от страха. Возможно ли перестать бояться людей и начать чувствовать, что я тоже что-то значу, научиться высказывать свое мнение и постоять за себя, не чувствовать себя неуместной?
Автор вопроса: Мика Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Петрова Лариса Борисовна.
Здравствуйте, Мика!
Спасибо Вам за откровенное письмо!
Давайте ,руководствуясь словами, что «..Есть три ловушки, ворующие счастье: сожаление о прошлом, тревога за будущее и неблагодарность за настоящее»
начнём разбираться с «клубком проблем» , структурируем информацию и разделим её на 3 части. Начнём с прошлого.
В вашем вопросе «Возможно ли перестать бояться людей и начать чувствовать, что я тоже что-то значу, научиться высказывать свое мнение и постоять за себя, не чувствовать себя неуместной?» уже содержится ответ на то, что следует делать. Как научиться кататься на велосипеде, Мика? Нужно брать велосипед и падая, набивая шишки, учиться кататься. Как преодолеть страх? Вытащить его наружу и глядя ему в «лицо»- преодолевать.
Что случилось с вами, когда вы были ребёнком? Вы не чувствовали себя им в полной мере, можно сказать, не было по- настоящему счастливого детства. Вместо безусловной любви, которую должен получать ребёнок от родителей- «крики и проклятия, побои за любую провинность». «Боязнь людей, возможно, укоренилась из-за метода воспитания моей матери»- вот скорее всего корень вашей боязни, как вы сами правильно определили.
Опирайтесь на следующее:
- Бог видит истинное состояние нашей души и даёт именно то, что необходимо пережить, чтобы получить пользу в вечности. Душа человека пришло в этот мир за новым опытом, для своего спасения и просветления. И в какой семье родиться, что выстрадать - предопределено заранее, Мика.
- Прошлое- это от слова «прошло». Его нельзя изменить, а можно только переосмыслить. Вашей вины в тех ситуациях нет: ни в отношениях с мамой, ни в буллинге.
Что происходит с вами сейчас? Ребёнок вырастает и становится взрослым. Предлагаю начать со следующего, сегодня и здесь:
1. Начните вести дневник. Первая запись- опишите все обиды из прошлого, которые вам не дают покоя и мучают воспоминаниями. Что вы чувствуете сейчас- грусть, апатия, страх, злость, обиду..?. Не подбирайте слова, не следите за грамотностью- пишите и пишите, изложите на бумагу, криво, косо, сдабривая слезами- для себя, никому на проверку не сдаём. Хочется плакать-плачьте. Рвать бумагу- рвите.
2.Первым делом вам нужно простить свою маму. Да, Мика, изменения начнутся с этого. К сожалению, не ясно, жива или нет ваша мама. Поймите и осознайте, что мама была несчастной женщиной по какой- то причине. Она срывала на вас свою неудовлетворённость, злость, её внутри было плохо. Может из-за отца, может она тоже выросла в деструктивной семье. Может быть мама- была в особом психологическом состоянии, которое называется : созависимость. Трудно сказать. Но это прощение нужно ВАМ, Мика. Если мама ещё жива- делайте записи каждый день « Мама, я тебя прощаю. Мама, я тебя благодарю( хотя бы за дарованную жизнь, за то, что кормила, растила)», примиритесь с мамой, проявите заботу с позиции взрослой женщины. Если нет- поминайте должным образом, ставьте свечи, пишите записки в храм и т.д.
Надо помнить , Мика, что мало у кого из нас было безоблачное детство и идеальные родители, кто жил в идеальном мире. У всех детство в какой то мере травматичное, может быть у вас это было выражено в сильной степени. У меня, например, был отец-алкоголик и совершил суицид в мой день рождения, практически на моих глазах. Как вы думаете, легко ли мне было?
Знаю людей, которые имели ужасное в эмоциональном плане детство, но выросли спокойными, светлыми и благополучными людьми, и знаю тех, у кого было все, – и на выходе получились невротики.
3.Реально- настоящее, Мика. Насколько вы сейчас чувствуете себя взрослой? Сейчас вы не маленькая испуганная девочка, а взрослая женщина, которая сама себе может давать оценку себе и не обязана чувствовать себя виноватой и бояться. Разрешите себе не бояться. Вернитесь мысленно в детство, «найдите» себя- ту маленькую девочку, когда ей особенно было плохо, скажите сама себе слова утешения и поддержки, погладьте по голове, протяните руку и скажите, что она вырастет и будет жить , как ей хочется. «Сейчас если на меня повышают голос, у меня внутри все сжимается от страха». В тот момент, когда кто-то начнёт повышать голос, спрашивайте себя мысленно : « А что этот человек хочет мне сказать? Он мне кто? Может он думает, что я плохо слышу? А может болен?» и т.д. Придумайте сами для себя «помогающие» вопросы. Спросите сначала мысленно, а потом можно и вслух. Пусть этот человек кричит, а вы занимайтесь размышлением. Он просто кричит- он не может нанести вам физического вреда! Работайте ежедневно со своей самооценкой. Скажите громко и чётко следующую фразу « Я достойный человек. Я не хуже и не лучше других.»
Делайте каждое утро и вечер следующее упражнение:
Встаньте перед зеркалом, вглядитесь в своё лицо и, глядя себе в глаза, проговаривайте вслух: « Мика, я люблю тебя и полностью принимаю тебя такой, какая ты есть».
Говорите себе в зеркале: «Ты умная, добрая, заботливая, хозяйственная….». Очень важно, Мика вспомнить какие качества позволили вам достичь руководящей должности?! Может быть терпимость к людям, дипломатичность, забота ? Вот и оцените эти качества в себе. Решили– «что должна быть намного увереннее в себе, иначе дальше двигаться не смогу»-работайте над своим развитием в этом направлении. Цель достигается действиями, Мика!
Ставьте цель : « стать увереннее при выступлении на публике», «научиться говорить НЕТ», «говорить с людьми чётко поставленным голосом», « выражать смело своё мнение» и т.д- что конкретно вы хотите в себе улучшить?. Хвалите себя в зеркале ежедневно за то, что в вас уже есть и развивайте то, чего пока нет. Нужно время, это не делается одним днём и даже месяцем.Например, для чёткой речи можно утром говорить скороговорки перед зеркалом, репетируйте речь перед выступлением, собранием. Вспомним слова Ч. Чаплина : «Когда я начал любить себя, я понял, что тоска и страдания — это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной истинности. Сегодня я знаю, что это называется Подлинность». А что если пожить « НА СЕБЯ»?- как выразился покойный А.Джигарханян в последнем интервью? А что если начать деятельно заботиться о себе- о телесном и душевном здоровье? Вы уникальная личность, как и каждый из нас живущий на земле. «Всегда чувствовала себя неуместной на этой земле, Постоянно ощущаю, что я лишняя, что своим существованием мешаю окружающим людям и нигде не буду "своей"- вот эти слова пишем на бумаге , сжигаем и заменяем их на другие аффирмации, например: « Я такая одна на земле. Я себе нравлюсь за……. Я хочу улучшить в себе… Для себя. Чтобы чувствовать себя радостней».
В начале года можно поставить себе удивительную цель « Улучшение версии себя!» и составить свою индивидуальную программу действий, одобрения и поддержки себя. У вас есть вы- и этого более чем достаточно, чтобы заботиться о себе, а не ждать от кого- то. Проживите 2021 год с любовью и заботой о себе. Включите в свою жизнь спорт, творчество, изучение чего- то полезного. Читайте литературу, заходите на форумы, ищите информацию, работайте « на себя» без перерывов и праздников. Заключите сама с собой контракт на исполнение на год , не тратьте время на неполезные мысли- «что все мои усилия ни к чему не приведут». Просто делайте.
4. «Мне многое нужно сделать: запланировано обучение, смена работы и места жительства»- у вас грандиозные планы на будущее, Мика!. Планируйте и действуйте. По какой бы тропинке мы не пошли в этой жизни, если даже результат «похода» неясный, нас в любом случае ждут новые люди, новые места, пейзажи, другие событие. Разве не стоит ценить жизнь за сам процесс? Могу дать вам ценную консультацию по нумерологии- по дате и месту вашего рождения, в результате которой вы гарантировано получите ответы на многие мучительные вопросы, подсказки лично для вас- что может помешать на пути, что помочь, где стоят «грабли», в какие периоды года лучше предпринимать активные действия, а когда лучше переждать, помогу составить план жизни на 9 лет, какой человек совместим именно с вами! В вашем распоряжении будет удивительная информация: «зачем я здесь, какие задачи должна выполнить , где взять ресурсы в чём суть моего предназначения на планете Земля?». У каждого, Мика, своя уникальная миссия и каждый из нас является нужным человеком. Предлагаю вам 15- ти минутную бесплатную консультацию по ватсап +79502475881 Звоните, а потом решите. Выбор за вами. Дополнительную консультацию вы можете получить также по почте [email protected]
Успехов вам, Мика! Помните слова "Ищи мира внутри себя, делай дело, которое является только твоим, и наслаждайся тайнами Вселенной".
С уважением, Лариса Петрова.