Одиночество и ненависть к себе.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Вот уже лет 13 как я не могу полюбить себя. Мне абсолютно все не нравится: вес, тело, внешность. У меня не хватает сил, чтобы что то начать менять! У меня нет друзей (почти), если есть, то это только общение по соц. сети. Я устала от одиночества, от скуки и депрессии я только ем , а потом ругаю себя, что тут же растолстела. В детстве я была полной девочкой и многие смеялись надо мной и дразнили. Потом я похудела (сильно), у меня начались проблемы со здоровьем, меня подводили к зеркалу и говорили "Посмотри на себя, какая ты страшная!", а все ради того, чтобы обратно набрала вес и поправилась, наладила организм. Но я не могла. С того момента невзлюбила себя и свое тело. Я не могу полноценно заниматься спортом, здоровье не позволяет (спина), я не могу постоянно находить в себе силы делать что то одной! Каждый раз я стараюсь взять себя в руки, но моментами я срываюсь и плачу. Не хочется жить. Я живу в селе, учусь сейчас в институте дистанционно, нет возможности что либо посещать, поэтому я выхожу и гуляю по улице одна. У меня страх: стать толстой, ведь я итак страшная, однако порой ем, что не могу остановиться ( я все таки смогла набрать вес побольше и скрыть кости). Я не знаю, чем и с кем заняться , помимо учебы. Раньше у меня была сестра со мной, а теперь она вышла замуж и я осталась одна с родителями. В городе у меня так же нет друзей. Все шатаются, а я не такая, поэтому не могу найти человека, с которым было бы что то общее. Часто посещает апатия, страх, стресс. В отношениях с мальчиком у меня не ладится, Мы не понимаем друг друга. Раньше он поддерживал меня, а теперь у него слишком много стало дел, что время на меня он не находит. (обидно, просто не желает - вот и все). Если не в отношениях, то хоть в собственной жизни хочу все наладить, но я беспомощна. я зависима от родителей, просиживаю днями дома и страдаю. Не могу так больше! На всех смотрю и вижу, что они лучше, красивее меня, живут веселее и счастливо. Я благодарна родителям, что они уесть у меня, но мне мало (в моем то возрасте, тем более все свои годы) быть только с ними. Я очень хочу жить активно, но для начала хотя бы полюбить себя (ужасную). Как ни старалась, не могу. сколько лет, а не получается. нет уверенности. Я не знаю, что мне делать. не выдержу скоро. Советов родным хватает ненадолго, их мало, чтобы кардинально меня изменить. Не могу. Прошу ответа у Вас, спасибо!
Автор вопроса: Грета Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Радионова Ольга Александровна.
Грета, здравствуйте. Насколько правильно я Вас поняла, Вам хочется в жизни что-то изменить, добавить активности, сменить круг общения, но, Вы не знаете с чего начать, так как нет уверенности в себе и в своих силах. Давайте разбираться.
Вы написали, что 13 лет не можете себя полюбить, примерно с 6 лет. Это связано только с весом, что Вас дразнили из-за полноты? Как родители реагировали на Вашу полноту, они Вас поддерживали, когда Вас дразнили? Дальше Вы похудели, но Вам сказали, что "посмотри на себя, какая ты страшная”, кому принадлежат эти слова, это мама так Вам говорила? Правильно ли я Вас поняла, что Вы особенно сильно себя невзлюбили тогда, когда похудели?
Такие установки, как страшная, некрасивая вложены хорошо в детстве и сейчас, Вы особо остро чувствуете себя под их влиянием. Вы написали письмо сейчас, что-то произошло в настоящее время с Вами, что стало еще хуже?
Грета, Вы написали сейчас про мальчика, с которым отношения также не ладятся, скажите, а как давно Вы встречаетесь? С какого момента между Вами возникло недопонимание? Скажите, а какова Ваша роль в охлаждении между Вами отношений? Я поняла, что есть обида на него, что он не желает с Вами проводить время, а Вы сами чего бы хотели с ним? Вы его тоже поддерживали?
Из письма я поняла Грета, что у Вас позиция к жизни довольно пассивная. У всех что-то происходит, “они лучше, красивее меня, живут веселее и счастливо” а Вы не можете. А что больше всего Вам мешает быть счастливее и жить лучше? Самое интересное, а кто эти все? С кем Вы себя сравниваете? Было ли такое в детстве, что Вас сравнивали с другими детьми и говорили , какие они замечательные, а Вы нет?
Вы часто пишите, что я не могу заниматься спортом, не могу взять себя в руки и делать что-то одна. Получается, чтобы лучше жить, Вам нужен кто-то , кто бы Вас двигал и мотивировал. Попробуйте переписать то, что Вы написали, как я не могу...на я не буду…, получится , что Вы не хотите этого делать по каким-то причинам.
Про родственников, Вы также написали, что их советов не хватает надолго, чтобы кардинально “меня изменить”. Тут главная фраза, чтобы “меня изменить”, а не чтобы я сама начала что-то в своей жизни менять.
Грета, попробуйте посмотреть на себя со стороны. Вот Вы себя видите, что Вы сидите и плачете, чтобы Вы себе сказали, когда сами бы к себе подошли? Как бы Вы смогли себя поддержать, какими бы словами смогли замотивировать себя , чтобы Грета смогла начать двигаться и жить, так как ей захочется. Попробуйте, напишите письмо самой себе как близкому другу, которого хотите поддержать.
Давайте пропишем сейчас о том, КАК ВЫ СМОЖЕТЕ СЕБЕ ПОМОЧЬ?
Первое, нужно поискать свои ресурсы, свои точки опоры. Есть ли у Вас какие-то увлечения, занятия, которые Вам приносят радость и счастье, все то, что Вы видите прекрасного в жизни. Возможно, это чтение книг, фильмы, спорт, музыка, или еще что-то. Все то, что Вас наполняет энергией. Напишите порядка 40 пунктов того, что Вас радует и наполняет энергией.
Второе, попробуйте вести дневник ценности себя, где будете записывать каждый свой день, но не просто описывать факты, а придавать ценность тому, что сегодня было, что Вы сегодня молодец, учитесь хвалить себя за каждую мелочь, не обесценивайте себя, ведь на самом деле Вы у себя самое дорогое, что есть.
Третье, подойдите к зеркалу. Спросите, Кто я? Как я выгляжу, какие у меня волосы, глаза, Вы блондинка, или брюнетка, голубоглазая или кареглазая и.т.д. Посмотрите на себя и улыбнитесь, какая у Вас улыбка? Посмотрите на свои руки, тело, ноги, выделите что-то особенное, именно Ваше. Познакомьтесь с собой. Обнимите себя. Так Вы почувствуете себя и свое тело, Вы есть, отметьте Ваши особенности, которые отличают Вас от других.
Четвертое, выполните такое упражнение:
- назовите 5 вещей в Вашей жизни, которые Вам нравятся (цвет, одежда, еда, время года и т.д.)
- назовите 5 вещей в Вашей жизни, которые Вам не нравятся
- назовите 5 действий , которые нравится делать (петь, танцевать, гулять, бегать, читать, слушать музыку и.т.д. )
- назовите 5 действий , которые не нравится делать
Дальше, можно продолжить в таком же духе , только соединяя в одном объекте, что нравится , а что не нравится (нравится мороженое, но не нравится, что сильно калорийно), это как пример.
Следуя той же логике, можно переключиться на субъекты, на людей. Что нравится в людях, а какие черты, качества не нравятся? Что нравится в себе (ум, эмпатия, и.т.д.), а что не нравится? Это про то, что не видите своих достоинств, подумайте и напишите их. Вспомните, какие трудности в своей жизни Вы преодолевали. Какие качества Вам тогда помогли?
Грета, многое можно изменить в жизни, понимая, что ответственность за то, что в ней происходит, лежит на Вас. То, что у Вас есть желание полюбить себя и жить активно - это хорошее начало для изменений, я Вас в этом поддерживаю. Надеюсь, что мои рекомендации помогут начать разбираться в себе и занять активную позицию в жизни.
Если у Вас будет желание и возможность, то приглашаю Вас пройти личную терапию.
С Уважением, Радионова Ольга.