Как справиться с сильной тоской и апатией?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Уже на протяжении пяти лет я мучаюсь с тем, что у меня возникают периоды сильнейшей тоски, апатии, отсутствие желания жить. Возникают они примерно раз в два месяца, в это время на меня накатывает сильная тоска, могу заплакать из-за любого повода, плохо сплю, отсутствует аппетит, я почти ни с кем не общаюсь, даже нет сил встать с кровати. В личной жизни у меня всё хорошо, но в такие периоды даже любимого человека не хочу видеть. Началось это всё с издевательств сверстников, когда я училась в школе. Сначала у меня был очень тяжёлый период, когда я просыпалась уже в слезах, никуда не выходила, ни с кем не общалась, я не видела цели в жизни и было такое ощущение, что время вокруг остановилось, или же как будто это вообще не я, а кто-то другой. После этого я чуть не заработала анорексию, у меня начались неврозы и панические атаки, которые есть и по сей день. Теперь я живу так, что мне просто на всё наплевать( за исключением некоторых вещей), меня не радуют праздники, подарки, я не хочу общаться с людьми, мне тяжело заниматься творчеством( с этим связана моя профессия). Я люблю своего молодого человека и мне нравится проводить с ним время, тогда мне хорошо, но когда я остаюсь одна, снова становится очень тяжело. Я потеряла интерес к жизни, но вот в такие периоды становится просто невыносимо.
Автор вопроса: Елизавета Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Хиневич Елена Владимировна.
Добрый день, Елизавета! Из Вашего письма я поняла, что Вы уже очень длительный период находитесь в состоянии психического дисбаланса. К психологическому состоянию, как апатия могут приводить различные причины среди них ведущее место занимает хронический стрессовый фактор, а также психологическая или физическая усталость, истощение организма, также немаловажную роль в развитии апатии может играть эндокринная система, поэтому в первую очередь я бы порекомендовала пройти исследование у эндокринолога и сдать кровь на гормоны, чтобы исключить соматическое заболевание.
В своем письме Вы ассоциируете возникновение апатических симптомов с травлей Вас сверстниками. На тот период Вы среагировали на эту травматическую ситуацию проявлением симптомов апатии, в дальнейшем такая форма реагирования на тяжёлые жизненные ситуации сохранилась у Вас как своеобразная форма психологической защиты. В первую очередь Вам необходимо отследить и проанализировать момент начала апатии, что этому предшествовало, что могло послужить началом. А так же те моменты, мысли, которые помогают Вам выходить из этого состояния – это Ваши ресурсы, которые необходимо укреплять и развивать. В Вашем случае я настоятельно рекомендую обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Ваша ситуация требует длительной и серьезной проработки и психокоррекции, и лучше не откладывать поход к специалисту, поскольку в дальнейшем это может развиться в тяжелую форму депрессии.
Из рекомендаций могу предложить следующее:
1. Выговоритесь. Найдите человека, который сможет Вас спокойно выслушать, если такого человека нет рядом, то можете поговорить с собой, например, возле зеркала. Этот прием преследует как минимум две цели, первое проговаривая свои чувства и мысли вслух Вы начинаете четче понимать, что конкретно с Вами происходит и дополнительно снимаете психологическое напряжение. Второе в разговоре Вы непременно проговорите причину возникновения апатия, и сможете по-другому посмотреть на эту ситуацию.
2. Почаще двигайтесь. Пребывая в состоянии обездвиженности, Вы все глубже погружаетесь в апатию. Делайте над собой усилия, гуляйте, делайте уборку, ходите в магазин все, что угодно. Да это не просто, но никто и не говорил, что работа над собой — это легко. Боритесь со своей вялостью во что бы то ни стало. Конечно в идеале чаще гулять на свежем воздухе, общение с природой и посещение любимых и красивых мест вдохнет в Вас жизнь. Конечно, если Вы чувствуете стойкое сопротивление и нежелание выходить насиловать себя не стоит, продолжайте работу над собой дома, а когда Вы почувствуете достаточно внутренних ресурсов, то смело отправляйтесь на длительные пешие прогулки в лоно природы и красоты. Гуляя по улице тоже лучше придумать себе развлечение, к примеру, сочинять истории или сказки о людях или природе, в общем, о том, что попадает Вам на глаза. Это тоже поможет Вам развеяться и отвлечься от грустных размышлений.
3. Постарайтесь исключить из своей жизни негатив. Не смотрите и не читайте, то что вызывает у Вас тревогу. Слушайте классическую музыку, танцуйте, танцы способствуют ощущению своего тела, а это позитивно сказывается на психологическом состоянии. Так же хорошо периодически смотреть жизнеутверждающие фильмы, сейчас огромный выбор разнообразных кинолент, найдите тот где у главного героя схожая с Вами ситуация, отождествления себя с этим героем, его выход из похожих ситуаций так же будет способствовать поднятию духа.
4. Займитесь поиском хобби, того, что действительно Вам интересно. Занятие новым и любимым делом откроет перед Вами новые горизонты и устремления. И вообще побольше приносите в свою жизнь новых ярких впечатлений, путешествуйте (искренне верю, что эпидемия скоро закончится), общайтесь с интересными для Вас людьми, узнавайте что-то новые, приносите в свою жизнь больше разнообразия.
5. Работайте над повышением самооценки. Находите в себе положительные качества, дарите себе подарки, любите себя, ухаживайте за собой, и тогда любая апатия будет обходить Вас стороной.
Это небольшие рекомендации, которые могут помочь справиться с тяжелыми приступами апатии, но повторюсь я настоятельно рекомендую в Вашем случае обратиться за помощью к специалисту, поскольку Ваша ситуация развивалась не за один день, то и выход из нее не будет простым и легким.
Я искренне желаю Вам счастья и гармонии с собой и окружающим миром.
С уважением, Елена Хиневич.