Стрессоустойчивость как лотерейный билет. Как перестать бояться?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Последние 3 года я нахожусь в апатичном состоянии совсем без возможности представления картины своего счастливого или хотя бы стабильно удовлетворительного будущего. И уже полтора года я мечусь между желанием умереть и желанием жить.
Все началось с обмороков в 14 лет, тогда у меня диагностировали ВСД. Я не принимаю рекомендованных врачом лекарств (они оказались бездейственны для меня), пью кофе в больших количествах несмотря на повышенную нервную возбудимость (несколько раз пыталась бросить, рекорд воздержания-6 дней), часто думаю о негативных аспектах жизни, редко расслабляюсь и являюсь заложником навязчивых мыслей, которые с 17-ти лет начала записывать.
Период 2016-2018 гг. был очень напряженным для всей моей семьи, но такая неблагоприятная обстановка дома задавалась лишь конфликтом между моими родителями-они разводились. Произошла череда неприятных ситуаций, которые породили во мне страхи: страх тесных межличностных отношений, страх ответственности, страх самовыражения, страх одиночества, страх помещения с закрытыми окнами, страх болезни любой тяжести, страх пребывания в неконтролируемом состоянии (начиная от алкогольного опьянения и заканчивая принятием позиции наблюдателя за взаимодействием моего тело с окружающим миром), страх галлюцинаций, страх потери грани между сном и реальностью, страх появления аффективных расстройств, страх разочарования, страх перед будущим. Не отрицаю, что некоторые элементы из перечисленных, скорее всего, свойственны человеку моего возраста, но слишком частое обращение в сторону этого списка в ходе личностного развития делает меня несчастной.
Я учусь в ВУЗе на факультете, история выбора которого иногда мне кажется ошибкой. Когда я говорю об этом с близкими людьми, они обычно утверждают, что раз естественный ход событий привел меня туда, где я есть, значит, я иду в правильном направлении и мне уготовлено стать одним из лучших специалистов, а сомневаться-это нормально. Я скептически отношусь к определению судьбы, поэтому для меня это звучит, как проявлении мании величия у человека, но и отступать от выбранного пути мне некуда: я ни в чем не уверена и не могу понять своих истинных желаний. Я думаю об этом каждый день уже на протяжении 382-х дней. Это моя головная боль, мой недосып, мои кошмары и редкие приступы удушья по ночам.
Еще меня очень волнует, что я никогда не буду в романтических отношениях с противоположным полом. Когда я была еще на первом курсе, я впервые влюбилась, но через несколько месяцев этот человек умер от тяжелой болезни. Из-за неуверенности в себе я всячески избегала его, не смотрела ему в глаза при встречах, не могла подобрать нужных слов при разговоре. Сомневаюсь, что я нравилась ему, но сейчас я понимаю, что очень боюсь так влюбиться в кого-то снова. Пока я сохраняла нейтралитет, я могла находиться в поле возможностей развития наших отношений. Меня наполняло это чувство, потому что я еще не знала, нравлюсь ему или нет, но желание получить положительный ответ мотивировало меня на самоулучшение. Но в то же время я постоянно думала о нем, и мысли о том, что у него за это время может появиться другая, что я никогда не стану для него привлекательной и т.п., то есть вся эта неопределенность в совокупности давила на меня, и я не могла концентрироваться на, как я сейчас понимаю, более важных вещах.
Если бы я призналась ему, я бы сузила поле возможностей развития наших отношений до точки и передала бы ответственность за присвоение этой точке определенного значения полностью в его руки. Исходя из моего опыта общения с мужчинами, который на тот момент был нулевым, я решила, что шансы получить отказ в пропорциях больше, и продолжала витать в облаках. Новость о его смерти одновременно и освободила меня от ненужных фантазий, сомнений, ожиданий, и убила во мне все доброе и искреннее начало. Со временем сознание стало ясным, я заново определила для себя жизненные ценности, и коэффициент моей продуктивности поднялся за счет полной концентрации на деле и отсутствия каких-либо надежд на обретение собственного счастья путем привязанности к другому человеку. Проблема лишь в том, что теперь я избегаю любых сильных чувств и ярких эмоций. Боюсь, что такими темпами моя интроверсия превратится в социальную непригодность, выраженную в потерянных навыках общения и в невозможности к адаптации, и по итогу я останусь одна. Просто всякое приятное взаимодействия дарит мне иллюзию безопасности и комфорта, но теперь я знаю, что люди как в моей жизни, так и в общем смысле в этой жизни не вечны. А самореализация требует максимума моего времени и сил, которые отнимает у меня общество. Будто каждый раз, когда я возвращаюсь домой после очередной прогулки с людьми, которые дарят мне положительные эмоции, я остаюсь опустошенной. И каждая такая встреча с комнатной тишиной, с собственными мыслями, с тревогой и неожиданным рывком в объективную действительность, где я одна ответственна за распоряжение отведенным мне временем и за построение своего будущего, наводит меня на мысли о том, что я представляю собой что-то бесформенное и бесполезное для практической деятельности.
Я не могу расслабиться, я чувствую себя в спешке и боюсь дать волю чувствам, боюсь непостоянности и разочарования, а в первую очередь в себе.
Где-то глубоко внутри я понимаю, что это вытекает из пережитой ситуации, ведь такое вложение времени, нервов и сил, результатом которого стало лишь сильнейшее негативное эмоциональное потрясение, было очень энергозатратным, и я не хочу больше такого допускать. Но как с этим бороться я не знаю. Иногда мне просто кажется, что такая самоизоляция нормальна и будет наилучшим способом не довести себя до самоубийства.
*Печатая этот текст, я начинаю понимать, насколько я слабый человек.*
У меня нет веры, религии. Если статистика сработала так, что из сколь угодно бесконечного числа Вселенных именно наша породила идеальную физику; из сколь угодно большого числа планет нашей Галактики, имеющей около 36 разумных цивилизаций, именно на нашей сейчас проживает homo sapiens; из 7 миллиардов людей Вы-это Вы, а я-это я, то в чем заключается высший замысел? Почему человек должен бороться за жизнь? Почему лучше жить в постоянном стрессе, чем лишиться жизни? Как перестать бояться и сохранить уверенность хоть в чем-либо? Как стать более сильным? Как принять факт, что будущее будет, что я взрослею, что пора научиться принимать некоторые вещи? Помогите мне, пожалуйста.
Автор вопроса: Александра Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Усова Елена Владимировна.
Здравствуйте, уважаемая Александра! Постараюсь помочь вам разобраться в вашей ситуации, и вашем эмоциональном состоянии, в котором вы оказались. Дело в том, что постоянный выбор человека привычных способов реагирования в стрессовых ситуациях, который обусловлен стремлением к комфорту и безопасности приводит его к жизненному застою и превращает человека в жертву. Жизненные стратегии такой личности это манипуляции, конформизм, агрессия или аутоагрессия, что является результатом слишком сильной уязвимости перед стрессами.
Но есть и другой путь, это выбор жизнестойких стратегий, жизнестойкого стиля преодоления, что говорит о смелости, мужестве, стимулирует человека, способствует расширению своих представлений о мире и лучшему пониманию своих взаимоотношений с ним. Жизнеспособная личность это духовно развитый, нравственно-волевой, социально адаптированный, физически активный, психологически устойчивый человек, обладающий знаниями, способностями и умениями, необходимыми для жизни в современном мире. Такую личность называют жизнестойкой. Жизнестойкость отражает стремление человека выжить, не деградируя в тех или иных условиях жизнедеятельности, стать индивидуальностью, сформировать смысложизненные установки, реализовать себя и свои способности, при этом преобразуя окружающий мир, делая его лучше.
Жизнестойкость – это своеобразная внутренняя устойчивость, способность адаптироваться к изменениям. Система убеждений о себе, о мире, о взаимосвязях с ним, позволяющая эффективно преодолевать стрессовые ситуации. Жизнестойкость позволяет человеку преодолевать трудные жизненные ситуации без отрицательных последствий для здоровья тела и психики. Попадая в сложную кризисную ситуацию, такой человек интенсивно начинает использовать свои внутренние и внешние ресурсы, чтобы позитивно разрешить ситуацию. Оба типа тесно связаны между собой, так как внешние ресурсы поддерживают внутренние. Но в то же время, чем больше развиты внутренние ресурсы, тем выше способность личности восстанавливать внешние в случае их утраты. Однако, человек не найдёт новый внешний источник силы, то внутренние запасы исчерпают себя. Быть сильным автономно можно только ограниченный период времени.
Давайте рассмотрим эти два типа более подробно.
Внутренние ресурсы человека – это всё то, что заложено в человеке природой и было накоплено за годы жизни. Вот, что может относиться к внутренним ресурсам: знания, умения, навыки, интересы, задатки способностей, опыт человека, характер, темперамент, эмоциональные и психических состояния, мировоззрение, убеждения, ценности, здоровье, позитивное мышление и многое другое. Внутренние ресурсы помогают человеку развиваться, преодолевать трудности, налаживать отношения с окружающими людьми и миром, идти к успеху и счастливой жизни. К сожалению, вы Александра мало имеете таких элементов, поэтому вы пасуете перед трудностями, быстро устаёте, не обладаете стрессоустойчивостью, отказываетесь от своих целей и желаний.
К внешним ресурсам относится все то, что поддерживает человека из внешнего мира. Каждый человек обладает своим набором источников силы. К этим источникам могут относиться: семья, родственники, друзья, коллеги, хобби, любимая работа, весь круг общения, материальные блага и деньги, знакомые из кружка по интересам. Внешние и внутренние ресурсы есть у каждого человека. Хотя не всегда их наличие и поддержка заметны.
Вам, Александра, очень важно концентрировать внимание на том, что есть в данный момент.
Вам необходимо научиться 5 вещам:
1. Минимизировать негативные воздействия, и повышение возможностей восстановления активности;
2. Научиться приспособлению, регулированию и преобразованию жизненных ситуаций;
3. Формированию, а затем поддержанию позитивного образа, уверенности в своих силах.
4. Научиться поддержанию эмоционального равновесия;
5. Поддержанию, сохранению достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми.
Самое главное, что развивать и повышать свою жизнестойкость можно в любом возрасте, и начинать работу следует с той того места, где вы сейчас находитесь.
Не стоит бояться жить, жизнь нам дана именно для того, чтобы мы учились преодолевать препятствия, решать какие-то задачи и через это становиться счастливее, позитивнее, мудрее. Закончилось время перестать бояться жизни, стрессов, своего физического и эмоционального состояния. ПРИШЛО ВРЕМЯ ЖИТЬ, ЛЮБИТЬ, ТВОРИТЬ!
Уважаемая Александра, вам необходима постоянная психологическая поддержка, пока, вы находитесь в таком стрессовом состоянии. Нужна глубокая проработка всех ваших проблем, в одном письме это сделать невозможно.
Рекомендую обратиться к психологу, на длительные психологические занятия, который поможет вам решить ваши личностные проблемы и поможет вам стать жизнестойким человеком! Поможет полюбить жизнь и принять её такой, какая она есть! Научит полюбить себя, разобраться во всех психологических аспектах вашей личности, стать позитивной девушкой!
Желаю вам веры в себя, терпения, мудрости, веры в успех!
Ваш психолог, Елена Усова!