Чувство вины и стыда за свою жизнь.

Вопрос психологу:
Добрый день!
Однажды я удалила свою страницу в соц.сети под предлогом того, что мне мешала моя зависимость . В социальных сетях сидеть не перестала, они продолжили все так же красть мое время, но сидела уже анонимно, наблюдала только я, без подписчиков. Потом мне захотелось вернуться, потому что как ни крути в наше время непросто без сетей и мало у кого нет странички, это как визитная карточка своего рода. Но каждый раз откладываю и не могу. Спустя только несколько лет я поняла, что причина была не в зависимости, это была лишь одна сторона. На самом деле причина в непринятии себя и своей жизни. Я осознала, что стесняюсь того, что моя жизнь не такая успешная, как у других и я по правде говоря вообще считаю, что успехов никаких и нет по факту. Я мало зарабатываю, боюсь менять работу, отсутствие денег не даёт мне возможность проводить свободное время так, как мне бы хотелось, и путешествовать. За всю свою жизнь я ни разу не была за границей и у меня такое ощущение, что были все, кроме меня. И мне стыдно от этого. Я всегда безумно хотела путешествовать и куда-то ездить, посещать разные места и пробовать что-то новое, но из-за отсутствия денег не могу и боюсь, что все об этом узнают, поэтому удалила аккаунт и общаюсь только с очень узким кругом людей. Догадываюсь почему так. Из-за отношений с папой я выросла жутким перфекционистом, который боится совершить ошибку и быть неидеальной. Он ставил всегда высокую планку и я должна была быть лучше других и сейчас, когда я вижу, что другие люди успешнее меня, я стыжусь своей жизни и не принимаю ее такой. И испытываю чувство вины, что я такая слабая, трусливая, ленивая, бессмысленно проводящая свою жизнь.
Очень буду вам благодарна, если подскажете, что со мной происходит и почему так, верны ли мои догадки. И могу ли я это проработать на терапии, насколько это реально?
Автор вопроса: Sally Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Кирюшкин Аркадий Петрович.
Sally, здравствуйте!
Здорово, что Вы размышляете над теми вещами, которые доставляют Вам заметные неудобства. Многие, на Вашем месте, смирились бы с таким положением дел и приняли бы это "как должное".
Попробую немного поразмышлять на эту тему. Надеюсь, это расширит Ваше понимание ситуации...
Сначала хочу разобрать Ваше взаимодействие с социумом, в широком смысле этого слова.
"Зависимость", о которой Вы пишите, действительно может быть. В наше время крайне сложно абстрагироваться от внешнего мира, частью которого, безусловно, являются соцсети.
Другой вопрос: а зависимость ли это?
Ведь у неё ВСЕГДА присутствует определенный внутренний механизм. Проявления могут быть разными (алкоголизм, игромания, трудоголизм, сексоголизм, шопоголизм и т.д.), а наполнение (та самая "механика") всегда одно и тоже, схожее.
Этот момент я бы дополнительно поисследовал. Но, разумеется, не в этом формате.
Потому что, на поверку, может оказаться, что это всего лишь чрезмерная увлечённость, и с этим сейчас сталкиваются миллионы людей.
Ещё я, конечно же, хочу затронуть тему отношений с отцом. Это, на мой взгляд, ключевой элемент всей "истории".
И это, естественным образом, перекликается с Вашими нынешними редакциями на всё, о чём Вы пишите.
Для ребёнка родители (или другие значимые фигуры, которые их заменяют) - всегда образцы для подрожания.
А ещё, они те, кто (иногда подспудно) формируют у ребёнка его самооценку, ощущение внутреннего Я... Именно от них, в большей степени, зависит то, каким (прежде всего в психологическом плане) он станет, когда вырастет.
И конечно же, влияние отцовской фигуры (особенно для девочки) - невозможно переоценить. Ведь он, по сути, ПЕРВЫЙ мужчина в её жизни!
Это накладывает на него как ответственность, так и обязанности (!), о которых многие папы даже и не думают...
Как следствие - формирование ребёнка идёт, мягко говоря, не очень правильно/нормативно.
Один из вариантов - то, что получилось у Вас. Но, возможны и другие сценарии - здесь всё индивидуально.
Пару реплик про вину и стыд.
По моему мнению, эти понятия заметно отличаются, хотя многие ставят между ними знак равенства.
Чувство вины - это когда человек СДЕЛАЛ что-то ПЛОХОЕ. А чувство стыда - это когда человек считает, что ОН ПЛОХОЙ.
Ну это "на поразмышлять"...
Отвечая на Ваш вопрос "И могу ли я это проработать на терапии, насколько это реально?" могу ответить "да".
Более того. Только в терапии это и можно сделать. Потому что первопричина, в первом приближении, понятна и она не на поверхности. А значит "простым" консультированием здесь не обойтись.
И да, это реально.
Только надо отдавать себе отчёт, что многое, в этом случае, зависит и от Вас. Не стоит ждать, что после первой сессии всё изменится, как "по щелчку". Нет. Такого точно не будет. Здесь без иллюзий - "волшебной таблетки" не существует, уж извините)).
В целом, ситуация вполне рабочая и сложности, с которыми Вы столкнулись, устранимые.
Главное - Ваше осознанное желание сделать это!
Sally, если Вам нужен полноценный разбор Вашего случая - пожалуйста, пишите мне на почту [email protected]
Буду благодарен, если сочтёте возможным оставить отзыв.
Всего Вам доброго!