Может ли депрессивное состояние не давать ощущать чувство любви?

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Последние лет 10 у меня чаще всего подавленное, депрессивное настроение. Началось это примерно в 14 лет, когда, наверное, такое состояние типично для подростка. Иногда подавленное настроение прекращалось, и короткими промежутками времени казалось, что все хорошо. Конечно, в том возрасте случались в моей жизни радостные моменты, и именно в моменты, когда мне казалось, что всё хорошо, я ощущала положительные эмоции от хороших событий, но вот всегда как будто не в полной мере. Я бы сказала, что эти эмоции ощущались довольно-таки слабо.
С 18 лет и до сих пор моё эмоциональное состояние имеет 2 варианта: очень подавленное и плаксивое, как результат неудачного дня, проблем или конфликта с кем-то , или никакое – пустое. То есть пропало даже то неполное ощущение радости. Меня ничего не радует: книги, фильмы, поездки, отдых, какая-либо творческая деятельность, желаемые покупки, зарплата, сладости – ничего на меня не влияет. Никак. Мне ничего не хочется, а если появляются цели, сразу возникает чувство, что у меня и так не получится. Конечно, я осознаю, что мне нужна помощь психолога, чтобы пройти курс психотерапии, но у меня пока нет финансовой возможности.
Год назад я встретила молодого человека, качества которого совпадают на 100% с теми качествами, которые я бы очень хотела видеть в мужчине, с которым я пойду по жизни вместе. Совпал типаж внешности, характер, цели, интересы, модель поведения… Это удивительно. Но меня мучает одно: я не ощущаю эмоции любви, хотя интерес к нему у меня огромный, ровно так же он проявляет свой интерес ко мне. Я не могу представить, что этого человека нет в моём окружении, и вообще рядом с собой я вижу только его и никого другого. В подростковом возрасте у меня возникали симпатии к парням, я влюблялась, но это были увлечения, которые очень быстро угасали, и, сейчас, сравнивая тех парней с моим нынешним идеальным для меня МЧ, я даже удивляюсь: да что я в них находила?..
У меня есть вопрос: а может ли моё постоянно подавленное, депрессивное состояние не давать мне чувствовать любовь (а я давно не ощущаю положительных эмоций, в душе всегда или пусто или грустно), или же я саму себя обманываю, и я равнодушна к нему? Возможно ли это как-то понять? Благодарю Вас за ответ.
Автор вопроса: Светлана Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Абдулина Юлия Александровна.
Здравствуйте, Светлана!
В первую очередь я замечу, что подавленное, депрессивное настроение не является типичным для подросткового возраста. Подростковый возраст часто бывает сложным для проживания, но не депрессии и депрессивные состояния этому виной. Депрессивные настроения могут возникнуть в любом возрасте, и они не являются типичными для нормальной, безпроблемной жизни, но они могут возникать как следствие столкновения с какими-то сложными жизненными ситуациями, например, с потерей близких, серьезными заболеваниями, переездами в совершенно новое место жительство, значительное изменение социального и финансового статусов родителей и пр., и в таких случаях их еще хоть как-то можно назвать типичными, но это не значит, что их стоит оставить без внимания – даже в этом случае с ними надо работать, чтобы человек как можно быстрее вышел из такого депрессивного состояния, стал жить более полной жизнью, а не нажил новые проблемы из-за такого состояния.
Депрессивные состояния притупляют переживания человека. В целом, он плохо ощущает и положительные, и негативные эмоции, поэтому жизнь кажется довольно пресной, неинтересной. Хотя в некоторых случаях негативные переживания остаются довольно ощутимыми, и это еще сложнее для человека. Депрессивные состояния, в целом, искажают человеку восприятие как разных ситуаций в жизни, так и собственных переживаний и чувств. При депрессивных состояниях человек может начать путать хорошее и плохое, принимать одно за другое. Поэтому если отвечать прямо на Ваш вопрос, может ли депрессивное состояние не давать чувствовать любовь, то, по большому счету, может. Но какова вероятность, что Вы не чувствуете любовь именно из-за такого своего состояния, я не знаю. Чтобы ответить на этот вопрос более-менее объективно, в идеале надо решить вопрос с депрессией. Конечно, я понимаю, что эта задача сложная, возможно, Вам она кажется неподъемной сейчас, а вопрос, Ваш ли это молодой человек или нет, гораздо проще, но, тем не менее, депрессивное состояние скорее всего влияет на Вас, на всю Вашу жизнь, мешает во всех сферах жизни, и в целом она может помешать строить отношения даже с тем человеком, который Вам идеально подходит, поэтому я бы рекомендовала Вам больше все-таки обратить внимание на работу в этом направлении. Вы пишите, что сейчас ограничены финансово и не можете позволить себе пройти курс психотерапии со специалистом. Попробуйте обратиться в социальный центр в Вашем городе, возможно, там есть специалисты, которые могут с Вами поработать бесплатно. Я также рекомендую Вам найти и прочитать книгу Роберта Лихи «Победи депрессию прежде, чем она победит тебя», поработать с собой самостоятельно по этой книге.
Если все же Вы хотите разобраться с тем, Ваш ли это молодой человек, прямо сейчас, то я бы предложила подумать над следующими вопросами:
Вы пишите, что качества Вашего молодого человека сейчас полностью совпали с тем, чтобы Вы хотели в нем видеть. Перечислите еще раз для себя все эти качества. За что он Вам нравится, чем он Вам подходит? А есть ли что-то, что Вам не нравится в Вашем молодом человеке? Если Вы сомневаетесь, Ваш ли это человек, то в чем он может быть не Вашим? Но еще раз повторюсь, что здесь очень сложно разделить, есть ли проблема в отношении к молодому человеку, подходит ли он Вам, или все же депрессия не дает радоваться отношениям.
Далее я обратила внимание на одну вещь в Вашем сообщении. Возможно, я не права, но все же напишу об этом. Я часто в своей практике сталкиваюсь с тем, что люди недовольны своими эмоциями в том плане, что им кажется, что они недостаточно яркие. Им кажется, что их эмоции должны быть какими-то другими, не такими, какие они есть сейчас. У них есть ожидание определенных ощущений, часто даже каких-то идеализированных ощущений, а этих ощущений нет, хотя те, которые есть вполне нормальные, естественные, а они их обесценивают, принимают за недостаточно «хорошие», «качественные». Вот съели они что-то вкусное, во время еды им было вкусно, но они хотели, чтобы это ощущение удовольствия и наслаждения длилось весь день, а оно пропало после того, как они поели. В целом, это нормально, здесь нет ничего плохого или ненормального. На самом деле, с их эмоциями все нормально, но кто-то им сказал, что должно быть иначе, или они сами когда-то так решили и теперь они переживают по поводу того, что плохо чувствуют радость, благодарность, счастье, любовь и пр. И уже это переживание вызывает у них реальные депрессивные настроения и служит причиной многих проблем. Подумайте, а нет ли у Вас чего-то подобного. Действительно ли Вы не чувствуете радости? А какого именно состояния Вы ожидаете? Почему именно такого? Вы сравниваете свои эмоции с эмоциями других людей? Если да, то каких людей? Почему их эмоциональные реакции «лучше» Ваших? И то же самое касается отношения к Вашему молодому человеку. А как бы Вы могли понять, что это Ваш человек? А какие у Вас были ожидания по поводу своих чувств к молодому человеку? Как Вы думаете, Вы должны чувствовать любовь? Почему именно так? Почему то, что Вы чувствуете сейчас недостаточно или даже, возможно, для Вас неправильно? Я могу ошибаться, есть ли здесь какая-то проблема, но если бы вы пришли ко мне на очную консультацию, я все же поисследовала эти вопросы.
Светлана, мне бы хотелось дать Вам простой ответ на Ваш вопрос, который бы сразу прояснил всю ситуацию, но, пожалуй, его не существует. По этой причине я попыталась направить Ваше внимание туда, где может быть ответ, и сделать так, чтобы Вы смогли решить сразу больше своих сложностей одновременно. Напишите, пожалуйста, насколько Вам понятно то, что я написала, и видите ли Вы пользу для себя.
С уважением,
Юлия