Как перестать притворяться нормальным человеком и стать собой?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, тяжело таким делиться с близкими людьми, боюсь, не поймут и просто скажут, что я ленивая, а написать это в интернете ещё сложнее. Уже долгое время чувствую, что не живу свою жизнь. Учусь в институте, у меня много друзей, любимый человек, вроде всё хорошо. Но бывают моменты, когда наступает ужасная апатия и совершенно ничего не хочется делать, а делать надо и приходится себя долго уговаривать и настраиваться, даже чтобы выйти из дома в такой день. Тогда возникают мысли вроде "да, нам надо это сделать, давай и сегодня просто притворимся нормальным человеком и будем делать всё как обычно". В последнее время я как раз заметила эти мысли, и они меня пугают. Да, у меня есть проблемы с самооценкой и очень часто не хватает мотивации, чтобы что-то сделать, не важно учёба это или хобби, которые я люблю. Но как ужасно ловить себя на мысли, что я не живу, а просто притворяюсь. Честно говоря, почти всю свою жизнь думала, что надо хорошо закончить школу, поступить в университет, закончить уже его и на работу. Но я всё ещё не знаю кем хочу быть, а развивать свои хобби, чтобы они как работа приносили деньги, я боюсь, потому что "это же не серьёзно и хороший доход может приносить только работа, на которую тебя взяли с дипломом из университета". Вот учусь и мучаюсь, сейчас у нас практика на полгода и я просто в панике, потому что я не хочу, я точно не буду работать по специальности и все мои мучения сейчас так бессмысленны, и это обидно осознавать, но и уйти тоже не могу, осталось всего два года, и так до этого была попытка бросить институт, я даже работала и занималась тем, чем нравилось, кажется тогда я чувствовала себя ужасно глупой, так как не было потока впихиваемых в меня знаний, но ужасно счастливой. Но так случилось, что я согласилась с родителями и продолжила учиться уже на другом направлении. Было хорошо узнать много нового о том, что было интересно, от замечательных преподавателей, но сейчас пар с ними нет и, скорее всего, не будет. Осталось только самое нелюбимое. Сложнее всего, когда вроде и собралась по делам, настроилась, но в последний момент меня окутывает тревожность из-за какой-то мелочи, и я никуда не иду, тогда я начинаю ещё и сама на себя ругаться, потому что как можно быть настолько ленивым и безответственным человеком. Тяжело.
Автор вопроса: Настя Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Муштаева Екатерина Эдуардовна.
Настя, здравствуйте.
В первую очередь хочу поддержать вашу смелость поделиться своими переживаниями. Несмотря на то, что это было для вас трудно, вы это сделали.
Далее по вашему сообщению. Сейчас вы проживаете период, когда формируются ваши собственные убеждения, ценности, нормы, ожидания, т.е. ваша картина мира претерпевает значительные изменения. Долгое время вы жили в убеждениях и ценностях родительской семьи ("это же не серьёзно и хороший доход может приносить только работа, на которую тебя взяли с дипломом из университета"). И ваши новые убеждения о жизни, о людях, о себе вступают в конфликт с теми, которые вы получили от родителей и других значимых для вас людей. Отсюда апатия и нежелание что-либо делать временами. На внутриличностные конфликты уходит много психической энергии, особенно если мы их не осознаем.
Кроме того, каждый ребенок на ИНСТИНКТИВНОМ бессознательном уровне хочет соответствовать ожиданиям своих родителей. Да, вы уже сформировали свои взгляды, но бессознательно вас тянет обратно. На неосознанном уровне может быть такое убеждение: "если я не соответствую ожиданиям родителей, то я плохая дочь". Сложно бывает спорить с бессознательным, плохим ведь никто не хочет быть. Т.е. снова конфликт, но теперь ожиданий. Есть определенные ожидания родителей от вас, и формируются определенные ожидания вас от самой себя. И когда они разнонаправлены, когда они друг с другом не согласуются (родители ожидают, что вы закончите университет и устроитесь работать о специальности, а вы нашли себя в другом деле), нас начинают терзать неприятные чувства вины и стыда. На них тоже уходит много энергии.
Чтобы решить эти конфликты требуется время! Это очень важно усвоить. НЕльзя просто так взять и перекроить свои убеждения, ценности и ожидания. Они должны сформироваться и окрепнуть, вы должны найти им подтверждения в реальной жизни. А чтобы сформировать их нужна работа в сторону самопознания и принятия себя таким какой есть.
Чтобы перестать претворяться и стать собой (слово " стать" я бы заменила на "построить" себя) необходимо почувствовать свою отдельность, независимость, если хотите, в нескольких планах. Прежде всего в эмоциональном и ментальном (т.е. я имею свои взгляды на мир и не испытываю неприятных чувств, если мои взгляды не совпадают со взглядами других. Я разрешаю себе их иметь и разрешаю другим со мной быть несогласными), а так же в территориальном и финансовом плане. Т.е. "стать собой" или "построить себя" - это значит быть самой для себя опорой, брать на себя ответственность за все что с тобой происходит.
Не знаю на сколько вы близки с родителями, но вы можете либо открыто с ними поговорить, сказать так же как вы написали здесь, все как есть и возможно вы достигните взаимопонимания.
Если же это не вариант для вас, то вы можете с собой договориться, что 2 года вы проводите в университете, признавая тот факт (это может быть неприятно), что вы недостаточно окрепли для самостоятельного выбора своего пути и параллельно, понемногу уделять внимание вашему хобби, находить на него время, продолжать развиваться в нем, пробовать на нем зарабатывать хоть какие-то деньги, не строя завышенных ожиданий, а просто делать то что вам нравиться в свободное время. Чтобы к тому времени, когда вы закончите университет, у вас уже был опыт и достаточно знаний, чтобы приступить к активной работе в этом направлении. (это мой пример договора, вы можете создать свой договор с собой). Договорившись с собой таким образом вы перестанете тратить энергию на внутриличностные конфликты. Пытаясь усидеть на двух стульях (быть "нормальной" и "быть собой"), вы как бы зависаете в раскорячку между ими двумя и вас разрывает. Договором вы, образно выражаясь, дадите и той и другой вашей части понять, что вы их видите, вы их не отрицаете и не обесцениваете.