Дочери не даёт покоя бывшая подружка.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, прошу у вас совета. Моя дочь учится сейчас в третьем классе. С ясельной группы мы познакомились с девушкой Ксюшей и её дочкой Аней. Стали дружить. Но в этом году мы разорвали отношения. Так как наши отношения были токсичными. Я обращалась за помощью к психологу. Чтобы избавиться от чувства вины. Разобралась, что эти отношения были токсичными. Ксения и её дочь - абьюзеры. Моя дочь Даша полностью копировала моё поведение. Мы позволяли обижать нас словесно, унижать... Сейчас такая ситуация, что девочки учатся в одном классе. Девочки близко не дружат больше. Мы с её мамой тоже. Но девочка Аня не даёт покоя моей Даше. Ей все надо дашино. Раньше все одноклассники были плохими Даше она запрещала с кем то дружить. Сейчас с кем бы Даша не начинала дружить, та оказывается рядом, Ане нужно отбить у Даши подружку. Я поговорила по этому поводу с её мамой. С классным руководителем. Аня перестала агрессировать. Но теперь в дружелюбно форме преследует Дашу. Всегда рядом с ней в классе. Преследует её как тень. Даша перестала уже дружить с девочками которые мечутся между ней и Аней. Но Аня все равно лезет. Даша даже говорит, что если она идёт в туалет, Аня тоже зовёт девочку другую, чтобы пойти за Дашей. Аня во всем завидует Даше. Плачет если Даша получает оценку лучше, если Дашу выбирают командиром и т п. Если Даша говорит Ане спокойно отойди от меня, дай мне поиграть ты нам мешаешь, та сразу плачет, что Даша её обидела, что она хочет играть с Дашей, а Даша такая нехорошая с ней не играет. Одноклассники сразу начинают жалеть Аню а на Дашу злобно смотреть. Учитель не видит ничего плохого. Её все устраивает, потому что Аня открыто не конфликтует, делает все в тихую. Аня играет роль жертвы. Сейчас закончился учебный год. Предстоит летний лагерь, дочь моя просит, чтобы её определили в отряд только не с Аней. Даша устала от неё. В школе нет психолога. С директором я разговаривала. Меры не принимаются. Пробовала разговаривать с мамой Ани, ситуация та же. Аня бедная, ничего плохого не хочет. Возможности перевести Дашу в другой класс нет. У нас один класс. Как мне помочь Даше? Она старается не обращать на Аню внимания, игнорирует её. Общается как с одноклассницей не более. Но Аня нарушает её границы. Я понимаю, что ребёнок зеркалит меня, благодаря психологу я во многом разобралась. Но как мне действовать? Как Даше выстроить отношения в классе? Когда Ани нету, она болеет, то у Даши все замечательно в классе.
Автор вопроса: Анна Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Яркова Ирина Алексеевна.
Здравствуйте, Анна!
Сожалею, что Вы попали в такую непростую ситуацию. Мне видится два варианта выхода из неё. 1) перевести дочь в другую школу. Конечно, это радикальное решение, но если вся эта ситуация действительно Вас так сильно беспокоит и травмирует ребёнка по Вашему мнению, то, возможно, это наиболее здоровый вариант. 2) сделать так, чтобы девочке Ане стало неинтересно с Дашей, и она переключила фокус своего внимания. Для этого Даше придётся не давать Ане тех эмоций и внимания, которых она ожидает. Ведь, вероятно, что Аня получает от Даши что-то в психологическом плане, какой-то эмоциональный ресурс, в противном же случае, у неё, скорее всего, не было бы интереса к Даше. Поэтому Ваша дочь может попробовать быть более безэмоциональной со своей бывшей подружкой, общаться с ней дружелюбно, но односложно. То есть не игнорировать, но и не вовлекаться в диалог с ней, в целом, быть с Аней как можно более «скучной» в общении, при этом не отказываясь от этого общения полностью, чтобы решение уйти приняла именно Аня. Вполне возможно, что от такой коммуникации Ане станет пресно, неинтересно, и она переключит своё внимание на других. Однако, конечно, не каждый ребёнок сможет, так скажем, сыграть подобную роль. Вы можете сами оценить и решить, сможет ли Ваша дочь это сделать? В любом случае, в этом возрасте детям легко заводить друзей, предпочтения в компаниях могут меняться, и, вполне возможно, Аня скоро переключит своё внимание на кого-то другого и без дополнительных усилий со стороны Вашей дочери. Надеюсь, скоро эта ситуация больше не будет доставлять Вам беспокойства!