Подросток писает ночью у себя в комнате.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У нас полная семья. Сыну 14 лет, у него РЭП, обнаружила, что он ночью написал в комнате в отверстие между досками на полу. Это происходит не часто, но бывает 1-2 раза в месяц. Как правило в это время мы (родители) уже спим. Обнаружила это утром, когда будила его в школу. Поругали его и я и муж, заставили самого помыть полы в этом месте, после спросила приятно ли ему было убирать мочу? Он ответил, нет! Разговаривала, объясняла, что так нельзя делать, есть унитаз дома, встань и иди, всё равно временами по-своему делает. Спрашивала почему так сделал, сказал что боялся выйти в туалет, думал что родители поругают за то что он не спит. У ребенка есть проблемы со сном, он долго не может уснуть, а потом утром не высыпается. В школе даже засыпает на уроках из-за того, что не высыпается. Мы тяжёлой работой его не загружаем. С чем это может быть связано? С тем, что ребёнок не устаёт или это уже вседозволенность? К кому обратиться с этой проблемой? К психологу, неврологу или психиатру?
Автор вопроса: Ирина Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Захаренко Владимир Владимирович.
Ирина, в тексте вашего вопроса недостаточно исходных данных, чтобы категорично утверждать, что срабатывает какой-то параметр на 100%.
Но я могу перечислить возможные варианты происходящего.
1. Степень органического поражения функций мозга при РЭП.
Здесь важно знать, что ваш ребенок живет в 2-х состояниях, и часто переключается между ними на автомате:
а) молодой человек адекватен ситуациям;
б) есть расстройство, когда контроль ослабевает.
Чтобы понять насколько сильно влияет РЭП на ребенка, нужно исключить неврологическую составляющую, обратившись к психиатру-неврологу.
Если стадия протекания заболевания - начальная и/или степень поражения функций не велика, то можно поискать причины такого поведения на психологическом уровне.
2. Бывают такие состояния и поведение в них, которые объяснить через логику - не получится.
Например:
Вы увидели красивую вещь в ТЦ, не собирались ее приобретать - бюджет не позволял, шли за другим и тп... Но исхитрились и купили.
Как думаете, какие найдутся объяснения -"почему вы купили "вот это" именно сейчас"?
Скорее всего "внутри себя" вам будет понятно, что "отказаться и не купить было выше ваших сил" :)
Так вот.
Ваш ребенок может проваливаться в необъяснимое логикой "навязчивое состояние". Оно присуще любым людям, и призвано снимать "психическое напряжение ".
Действует оно по алгоритму:
0. Срабатывает психический триггер (реакция на стресс).
1. Накапливается напряжение (запускается генератор мыслей типа "Сделай, сделай, сделай..." + происходит накал возбуждения телесных реакций)
2. Далее - Искомое Действие (помочиться, отлить).
3. Разрядка - сброс энергии (облегчение на уровне тела, умиротворение эмоций и мыслей).
4. Поиск оправданий на логическом уровне.
5. Чувство вины/стыда и/или злости/агрессии.
Чтобы убрать (ослабить) такое состояние - необходимо поработать со стрессом. Например, ребенок стал свидетелем непереносимого конфликта в семье, школе. Что-то его сильно испугало. Не смог выразить свои чувства/ поступил "не правильно" и тп.
3. Еще вариант. Возьмем цитату из вашего вопроса. Проанализируем: "Поругали его и я и муж, заставили самого помыть полы в этом месте, после спросила приятно ли ему было убирать мочу? Он ответил, нет! Разговаривала, объясняла, что так нельзя делать, есть унитаз дома, встань и иди, всё равно временами ***по-своему делает".
Когда человек "делает что-то по своему", то возможно, в нем живет некая внутренняя потребность растущего человека, опять же неосознаваемая, которая стоит за действием "пописать".
Чтобы решить проблему нужно точно определить Потребность (понять, о чем она сигнализирует) и заменить вредное действие на новое (развивающее).
Например за действием "пописать на пол", могут стоять такие потребности:
- смотри как могу (мне это по силам) - увеличиваем физическую нагрузку (секция спорта, танцев, труд)
- выхожу за рамки приличия (могу себе позволить больше, чем мне разрешают) - потребность в самостоятельности (ответственности) - даем ребенку больше полномочий по дому, на улице, в общении со старшими.
И последнее.
Не важно - насколько вы бережете своего парня. У взрослеющего мужчины должна быть дисциплина, распорядок дня, обязанности по дому, развитие навыков для жизни.
Решите для себя, к какому результату вы стремитесь:
а) Нагрузка в полном объеме: Занятия в школе, спорт (или развивающая) секция, уборка дома, выгул домашних питомцев, покупки в продуктов с магазине, готовка и тп.
б) Нагрузка есть, но "щадящая". (Были у невролога, составлен план и виды нагрузки при РЭП).
в) Освобожден от активной нагрузки полностью. Занимается только играми, чтением (просмотром видео).
г) Ребенок предоставлен сам себе. Растет "как придется".
С уважением,
психолог - практик, специалист по "негативным" эмоциям,
Захаренко Владимир,
[email protected]