8 летний сын пакостит и злится.

Вопрос психологу:
У нас двое детей: мальчик(8 лет), девочка (2,5 месяца). Вопрос у меня по старшему ребенку.
Примерно с 4 лет, если сына что-то не устраивает, он рыдает. Постепенно (лет с 6) к слезам прибавились отказы ( не хочу, не буду, нет), сопровождаются они слезами и психами. Психи выражаются в следующем; может стукнуть дверь, швырнуть книгу, игрушки.
Когда его попросишь о том, что он не хочет реакция следующая: отказ, психи, слезы (может по 30 минут рыдать), потом успокаивается и делает.
Когда ему отказать в просмотре телевизора, игры в телефон и др. также рыдает и психует.
Лето он провел у бабушки, домой вернулся в начале августа. У нас родился второй ребенок. И с того момента стало все еще хуже. Не могу сказать, что у него есть признаки ревности, но поведение сына стало еще хуже.
1. Ленится: осознанно не берет учебники и тетради в школу, чтобы не писать на уроках; не старается, может не дописать домашнее задание, несколько раз отказывался идти в школу прямо перед выходом. Он не хочет делать ничего. Может просто лежать.
2. Во время истерик и психов может сказать, что я ему не мать; повышает голос; один раз угрожал, что зарежет; говорит, что уйдет. 2 раза уже собирал вещи и хотел уйти,
3. Стал врать.
4. Стал пакостить: испортил ручкой кресло, изрисовал свой стол, после ссоры со мной может спрятать игрушку сестренки, сегодня разбрызгал духи в комнате до такой степени, что там просто невозможно находиться. перевернул вещи в шкафу младшего ребенка, которые я только сложила. На вопрос зачем он это сделал, так и ответил, что назло мне.
Ссоры в основном из-за того, что я не разрешаю гаджеты и телевизор.
Пакостит он мне только, когда мужа нет дома, а муж работает 6 дней в неделю. При муже он себе такого не позволяет. Из-за того, что мужа дома практически нет, сын терроризирует меня каждый день. Муж каждый день проводит с ним беседы, наказывает, бестолку. Однажды, сын сказал мужу, что хочет, чтобы я его боялась.
Я пробовала разные подходы к нему: наказывала, подкупала, хвалила, устанавливала ограниченное время для гаджетов, мы устраивали дни разных игр ( это когда он час собирает мозаику или рисует, а потом только смотрит телевизор). Все это помогает до следующего утра. Каждый день одно и тоже: уговоры посмотреть телевизор, отказы от игр в игрушки, от выполнения домашнего задания и др.
У меня уже нет сил, опускаются руки и мне страшно, что будет дальше. Иногда мне кажется, что я его не люблю, он меня раздражает и расстраивает.
Скажите, пожалуйста, что делать с ребенком?
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Бакулева Елена Олеговна.
Здравствуйте, Екатерина!
Напишу сразу, то, что вы испытываете чувства раздражения и расстраиваетесь, вы имеете на это право. Мамы тоже устают, потому что это большой труд! Не все получается с детьми, это нормально. Люди испытывают разные эмоции. У вас сейчас ещё очень маленький ребенок, который требует от вас много сил. А сын, он тоже ребенок, но постарше, а любви хочет тоже много, и внимания, и вашей включенности в его жизнь. А вы, конечно же, разорваться не можете. Очень похоже то, что вы описываете, что сын требует внимания. Вот это надо понять, что ему не хватает,, как это можно дать, и тогда можно откорректировать поведение, вам будет легче, и сын почувствует вашу любовь.
Муж, вы пишите, 6 дней в неделю на работе. И один день остаётся, чтоб восстановить силы. Он вам фактически не может помочь. А усталость ваша накапливается. Екатерина, чтобы наладить поведение сына, нужна ваша включенность, и мужа. Кто то есть, чтоб вам помочь? Бабушки, дедушки, родственники? Вам нужен ресурс, чтоб давать детям внимание, которое необходимо. Но чтоб он был, его нужно брать из приятных вам занятий. Что вам самой дарит радость? Сейчас, конечно, у вас маленькая дочка, но и тут нельзя о себе забывать. Например, когда муж дома, пусть он сходит погулять, с детьми, а вы займитесь собой на пару часов.
Теперь, давайте пройдемся по письму конкретней.
"Когда его попросишь о том, что он не хочет реакция следующая: отказ, психи, слезы (может по 30 минут рыдать), потом успокаивается и делает." Екатерина, как вы успокаивает сына? Желательно отразить его эмоции " Да, это, может, тебе неприятно(грустно, неинтересно..) делать, но так же не всегда. Давай договоримся, ты сделаешь то, что я прошу, а вечером мы поиграем в твою любимую игру!" И это обязательно надо выполнить, если обещали! Это важно. Так рождается доверие." Если мама сказала, значит обязательно выполнит!"
Телевизор и компьютерные игры тоже нужно составить график в календаре(который вы с сыном можете сделать вдвоем, это увлекательно. Можно наклеить наклейки, которые выберет сын. Это запомнится!" Причем игры, например, 2 р. в неделю по 1 часу. Конкретные дни. Поделюсь с вами, мои дети играли по пятницам, по 40 мин, и все. А с 14 уже договариваться стало сложнее. Договаривались, что домашние дела должны быть сделаны, тогда можно поиграть. После 14 лет время игр и просто посидеть в телефоне увеличили. Я это к тому, что в каждой семье свои правила. Чтобы не хотелось играть, часто это бывает уже от скуки, а потом так затягивает, что обращаются к специалистам о помощи. Игры превращаются в зависимость. Лучше всего предложить какую нибудь альтернативу, например, секцию по душе. Может борьба, бассейн, теннис, волейбол, коньки, футбол, выберите, что понравится. Спорт хорошо снимает стресс, расслабляет, тонизирует общее состояние организма. Екатерина, секция максимальна должна нравиться! Чтоб сын туда бежал. Школа, зачастую, это обязанность, образовательный процесс. И многим детям не нравиться. Поэтому нужно найти то, чтобы сыну понравилось, что будет после школы. Может это будет худ. школа или музыкальная, творческий кружок.
Кстати, а бабушка жаловалась на внука, когда он гостил летом?
Екатерина, то, что вы описываете по пунктам, это очень похоже на ревность. Она так может проявляться. Хорошо бы выделить день, в который вы с сыном пойдете куда нибудь вдвоём хотя бы 1 час. Это про безраздельное внимание. Только вы и он. Больше слушайте, задавайте вопросы, как дела в школе, как с друзьями, в общем обо всем поговорите. Если будет возможность, выбирайтесь вместе с семьей куда нибудь погулять, в музей, который будет интересно всей семье, в парк, сына спросите, как ему эта идея, пусть он предложит что ему интересно. Но обычно, в этом возрасте ещё, предлагают родители. Ещё, хорошо помогает, когда вы уделите сыну по 10-15 мин в день, когда вы можете. Это время, когда вы будете заниматься тем, что хочет он. Спросите его и договоритесь. Может в шашки вы поиграете, может почитаете, или сыграет в морской бой. Спросите сына, он придумает. А после обменяйтесь мнением, как было, что понравилось, повторите ли эту игру, или что другое придумаете. Это время будет только для сына, телефоны прям оставляйте а другой комнате. И чтоб это время вас никто не беспокоил. Попробуйте. Детям не нужно много времени, но они хотят чувствовать себя особенными, любимыми. Замечайте хорошее в сыне. Поощрений должно быть в разы больше, чем наказаний. Например, мужу скажите вечером "Сегодня сынок такой молодец, сделал уроки без напоминания!". Находите больше плюсов, их станет ещё больше!
Рекомендую к прочтению книгу
"Пять путей к сердцу ребенка"
Гэри Чепмен, Росс Кэмпбелл. Возможно, уже у вашего сына выделяется какой то язык любви. Тогда вы старайтесь на нём сказать, как вы любите его!
Екатерина, просите сына о помощи, и благодарите, когда он выполняет просьбу. " Сыночек, спасибо, что вынес мусор." "Благодарю, что помыл посуду. " Когда приходит муж сначала скажите, что у сына получилось, в чем он молодец! " Замечайте больше достоинства, чем недостатки" Найдите за что похвалить, за малое, но по делу!
Обнимайте почаще сына, говорите, что любите! А если сын разозлил вас и вы его наказали, то когда буря уляжется, скажите, что любите его любого, даже когда он злиться, даже когда вы раздражаетесь. Как важно знать, что вас любят любого! Для этого существует дом и семья!
Если все же это не поможет, и поведение вас будет тревожить, обратитесь к неврологу, возможно нужно помочь медикаментозно. Буду надеятся, что мои рекомендации помогут исправить положение. Удачи вам!
Всего хорошего!