Дочь 17 лет ничего не хочет. Как вывести её из ступора?

Вопрос психологу:
Как донести до осознания дочери, что она сама несёт ответственность за свою жизнь, и отсидеться в комнате не получится. Сейчас ей 17 лет;, ничего не хочет, домашние поручения игнорирует, колледж прогуливает по-чёрному. Работать не собирается. Со мной не общается, да и ни с кем из взрослых..... Родственников у нас особо нет( мои родители умерли, с её отцом я в разводе, практически с рождения дочери. Но против общения никогда не была, даже наоборот. Но дочь с отцом общается " через губу"...естественно его мнение тоже для неё ноль. До пандемии ( пока не посидели на карантине) дочь в школу ходила без прогулов, без особого рвения, но даже не опаздывала, сама заводила будильник, вставала и шла. После дистанционки у неё прям " крыша съехала "... Школу еле закончила. 100 психологов и одного психиатра( по рекомендации директора школы) мы прошли: всё говорят, что с дочерью всё в порядке.. Но это состояние( отношение к жизни) уже длится годы!!! Как вывести её из ступора?. Друзья у неё есть, иногда она холит гулять, но нас ни с кем не знакомит, домой не приводит. С кем она общается, я по сути не знаю. Я всегда открыта к общению, но это не взаимно, к сожалению.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 45

На вопрос отвечает психолог Бакулева Елена Олеговна.
Здравствуйте, Ольга!
Когда дети не оправдывают ожидания родителей, это всегда обидно, больно. Переживания зашкаливают, становиться очень тревожно за дочь. И плюс она у вас ещё и не очень общительная с вами. Не знаешь, что и думать.. Но на все это есть причины.
Возможно, её что то тревожит. Вы пишите, что после дистанционного обучения в пандемию, она сильно изменилась. Может её сильно напугала эта обстановка в стране. Многим в это время было страшно, беспокойно, даже ужасом веяло. Это были сложные перемены, связанные с жизнью и смертью. Как вы переживали это время, Ольга? Что говорила ваша дочь об этом? Может что то поселилось внутри, и тревожит её, все эти годы, и не было эмоционального выхода? Но вы говорите, что дочь посещала психологов, они же как то работали с вашей дочерью, что то говорили? Это одна версия.
Около 17-18 лет еще идет завершение пубертатного периода, фаза полового созревания. И такое поведение еще вполне имеет место. Возможно, нужно подкорректировать взаимодействие в отношениях друг с другом. Ольга, вы не написали, как вы общаетесь, что говорите дочери, как проявляете любовь к ней, как просите о помощи, как благодарите, когда она выполнила просьбу. Это можно делать так, что человек захочет и дальше общаться, откликается, а можно так, что уже ничего не хочется, и дочка отстраняется. Это мои размышления. А вы примеряйте, так или нет. Поразмышляйте об этом или обращайтесь за консультацией, поразмышляем вместе.
Далее, вы пишите, что "ничего не хочет, домашние поручения игнорирует, колледж прогуливает по-чёрному." Если прогуливает колледж, значит ей не нравится там учиться, или разонравилось. Нужно узнать, в чем дело? Дочь получает профессию, и если прогуливает, может подумать, а чем бы хотелось бы заниматься? Может она разочаровалась в данной профессии?
То, что есть друзья, это очень хорошо. И есть общение с отцом, тоже!
Ольга, важную роль играют родители. Как они живут, чем занимаются, как ходят на работу, что рассказывают по приходу домой, на что обращают внимание. Все это является примером для дочери. Она смотрит на вас и учиться. Вот, например, вы можете сказать про себя "Я счастливая женщина!"? Вы пишите, что воспитываете дочь одна. Как вы проводите время? Куда предлагаете дочери сходить, может в театр, в бассейн, на выставку, или что вы любите делать вместе? Все эти вопросы я пишу, чтоб навести вас на мысли, возможно, на новый формат общения. Что то выберете, что будет вас объединять, наполнять ваше общение. Может нужно что то свежее внести в повседневную жизнь. Спросите дочь, как она видит ваше общение?!
Вы говорите, что мало с кем общаетесь, родственников особо нет, бабушек, дедушек уже тоже нет. Но есть коллеги, друзья, может, мужчина, с кем вы строите отношения?! Показывайте дочери пример. Это для размышление. Иногда родители общительные, а дети другого склада, у них один, два друга, и больше никто не нужен.. Все люди разные. И тогда это нужно понимать и принимать.
Близкими людьми нас делает эмоциональное общение, это дружба, интерес. Может вы даете домашние поручения, и не предлагаете вместе попить чай, и чтоб она рассказала, например, что не так в колледже, нравиться ли ей, видит ли она себя в этой профессии, и какой выход предлагает? Попробуйте её послушать, не перебивать. Порой этого может сильно не хватать.
Я дала вам пищу для размышления, попробуйте следовать рекомендациям, если все также останется, ничего не измениться, обратитесь к психологу, кто работает с подростками.
Всего хорошего, удачи!