Как отвечать на вопросы коллег о личной жизни.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Несколько лет назад я переехала с семьей в другую страну и недавно нашла работу. На новом месте в первый день работы столкнулась с большим количеством вопросов коллег о моей личной жизни, например: "Почему переехала в другую страну? В каком городе училась? Почему не работаю по специальности? Почему выбрала эту работу, а не другую? Сколько лет замужем? Как зовут мужа? В какой части города живу? и т. д." Даже кадровик на собеседовании задавал мне меньше личных вопросов. Может, я гиперболизирую, и мои коллеги ничего такого не спрашивали, но мне эти вопросы показались личными, и я не хотела на них отвечать, но не знала, как это правильно сделать. Промолчать или сделать вид, что не услышала - не вежливо, как и сказать, что это их не касается, и я на такие вопросы отвечать не буду. Портить отношения в начале работы мне не хочется, так как мне придется тесно работать с этими людьми каждый день, но также не хочется, чтобы мою личную жизнь потом обсуждали за моей спиной. Подскажите, пожалуйста, что делать в подобный случаях.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Шокодько Екатерина Борисовна.
Добрый день, Екатерина. Меня также звать Екатерина. Отвечу на Ваш вопрос, который касается Ваших личных границ. То, что Вы столкнулись с любопытством коллег, говорит о том, что они обладают восприятием контроля окружающей среды. А у Вас восприятие самодостаточного человека, который отличается от большинства людей, а это вызывает интерес. Вы смогли то, на что не каждый решится. Переехали с семьей в другую страну, адаптировались, выбрали специальность и работу по душе и т.п. С другой стороны коллеги имеют добрые намерения для сближения с Вами, может оказаться так, что кто-то из них жил или живет где вы или знает Вашего мужа и т.п., но опять же это про контроль. Можно отвечать недоговаривая – поверхностно, чтобы ответы не выходили за пределы Ваших личных границ. Вы не обязаны делать, как хочет Ваше окружение, тем более Вам это не нравится. И вы умница, что имеете желание сразу выстроить уважительные отношения между Вами и коллегами. То, что Вам не хочется, чтобы говорили за спиной, думаю каждый имеет такое желание, но к сожалению эта негативная привычка присутствует почти на каждом предприятии и не только на работе. Просто выстраивая с ними отношения с помощью «заборчика», не переходящие Ваше личное пространство, за спиной будет меньше о Вас говориться и Вы не так остро будете реагировать, когда что-то узнаете, потому что ваше личное о Вас они не знают, Вы свое счастье сохраняете-охраняя, они знают только то, что именно Вы позволили им дать знать о себе и не более того. Если Вы решили только рабочие моменты с ними обсуждать, Вы имеете право. Ставьте всегда себя и свои чувства на 1е место и будет с Вашей реакцией все ОК. Также можете шутя отвечать, придумывая что-либо, главное с позитивными намерениями играючись, например, Ваш ответ – я и сама не знаю почему.. так вышло.. попалось обьявление и я устроилась на работу… кто его знает… или о, я так занята , давай позже поболтаем… и т.п. Пробуйте поверхностно с уважением, сохраняя внутреннее спокойствие и они также будут относиться к Вам. Екатерина, если Вы реагируете сильно, то у Вас повышена может в данный момент тревожность, снижая ее, будучи спокойной Вам легче будет с ними взаимодействовать. Примите их такими любопытными и контролирующими, не пытайтесь их изменить, а меняйте свое отношение и свою реакцию в сторону Вашего комфорта.
Рекомендую. 1. Идя на работу отследить свои мысли, какое у Вас ожидание от коллег? И меняйте негативные мысли на положительные – У меня уважительные отношения с коллегами, мне с ними легко и свободно общаться и т.п. 2. Отследить, есть ли у Вас привычка жаловаться родным, что Ваши коллеги чересчур любопытны и тоже перестать так делать.
Вы обретете спокойствие и Ваша энергия будет направлена на трудовую деятельность.
С уважением, Екатерина