Мысленно конфликтую с преподавателем во время работы над домашкой, и это мешает мне учиться.

Вопрос психологу:
Я студент. Уже три года у меня не ладится учеба.
Я стал замечать: если при выполнении какой-то работы я допускаю ошибку или встречаю трудность, я начинаю мысленно прокручивать в голове диалог с преподавателем, который проверяет мою работу. "Преподаватель" докапывается до каждой точки, до каждой буквы в формуле, до каждой цифры – и если я чего-то не знаю, не могу объяснить этому внутреннему "преподавателю", или, как часто случается, задание недостаточно подробно описывает, что нужно сделать – я просто не хочу продолжать дальнейшую работу. Если избегать работы не получается (например, задача архиважная и со сроком сдачи завтра) – делаю через пень-колоду и психую. В остальных случаях я спокойно убегаю в мир развлечений и простых нетребовательных дел.
Это может быть уборка, гитара, компьютерные игрушки, прогулки, внеурочные активности – что угодно, лишь бы не возвращаться за работу.
Сейчас на моем пути стоит новый преподаватель, вдесятеро строже всех предыдущих вместе. Идеал любого университета: знает не более того, что на слайдах презентации, читает монотонно и занудно, но с такой скоростью, что ни запоминать, ни записывать не успевают даже отличники. Сдать ему работу можно один раз – сразу. Не сдал – отчисляйся (прямо так и говорит). К тому же, по своему предмету это единственный преподаватель, наверное, в городе.
Разумеется, я со своими тараканами проворонил вообще все, что у нас с этим преподавателем было. Нужно было как-то исправляться.
И вот я сказал себе: я – прокрастинатор, с этим надо что-то делать.
Я стал запрещать себе все побочные активности: удалил все игрушки, временно отдалился от культурной жизни, в соцсети стал заходить только чтобы проверить сообщения. Я запретил себе все, что могло отвлекать от дел, но моя работа не стала от этого эффективнее.
Все так же, садясь за работу, я понимаю, что не понимаю ничего. Начиная что-то считать и записывать, я не могу выбросить из головы мысль о том, какой я непутевый, и раз за разом мысленно ссорюсь с преподавателем. "Он" докапывается, я психую и иду есть или спать – к единственным радостям жизни, которые еще пока не запрещены.
Можно было бы попробовать найти общий язык с настоящим, живым преподавателем, но ему такое и за деньги не сдалось. Сидит в своем кабинете за магнитным замком и дает консультацию раз в две недели. Общается надменно, комментарии дает скупо, ибо знает только то, что на слайдах. Боясь ему нахамить, целый семестр я избегал ходить к нему на консультации.
Вроде бы я и могу спокойно планировать и делать эти работы. Вроде даже получается что-то учить и сдавать – но постоянный конфликт в голове убивает любое желание делать хоть что-нибудь.
У меня нет стимула "просто отбросить страх и пахать": на работу по специальности меня с такими знаниями не возьмут, военкому я не сдался даже обритый, из дома не гонят и работать не заставляют. Вот и вопрос: может быть, существует способ "купировать" этот злосчастный внутренний диалог, чтобы в голове оставалось место только для знаний?
Автор вопроса: Игорь Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Каткова Ольга Викторовна.
Здравствуйте, Игорь.
Вы пишите, что такие самокритичные монологи во время домашки появились только последние 3 года. Я так поняла, что это самые первые 3 года поступления в университет? До этого вы учились в школе, и с «преподавателем» в голове не дискутировали? Я написала «самокритичные монологи», потому что, вы в них находитесь в полемике с самим собой. С одной стороны, весь ваш привычный образ жизни и мысленного реагирования на такие же ситуации в школе, - это вы, которого вы знаете. С другой, сложный новый материал, не привычная и не удобная для вас манера преподавания, увеличенная нагрузка, и отсутствие поощрения, - это тот вы, который не справляется с ситуацией сейчас (обычно это перекладывается на образ преподавателя, потому что в себе это принять очень не хочется).
Вы перешли в другой формат обучения, с большей требовательностью, ответственностью, и другими (не с детства знакомыми) преподавателями. Возможно, учеба стала даваться труднее. Если раньше вам было легко учиться, вы получали от этого удовольствие и самопринятие, то в таком случае, трудности в достижении тех же результатов принесут большое разочарование.
Я бы посоветовала вам посмотреть честно в глаза себе, повзрослевшему Игорю. Готовы ли вы принять в себе и в окружении эти новые изменения? Да, они привносят ряд неудобств, уже потому, что приходится менять привычные и удобные, годами используемые стереотипы реагирования и поведения. С другой, перед вами открывается море новых возможностей, в котором вы и строите сами корабль, и управляете им, и выбираете пассажиров, и решаете куда хотите плыть, и как далеко…
Есть еще один момент, на который бы я советовала обратить ваше внимание. Если он актуален, то лучше его проработать с психологом. Попробуйте мысленно отследить, когда началось первое беспокойство во время домашки, и мысленные диалоги с целью избежать решения? Какой предмет это был? Кто вел этот предмет? Какие у вас были отношения с преподавателем? Не было ли у вас с ним конфликта, или может быть он вам кого-то напоминал по ассоциациям? Если эти вопросы отзываются в вас, то возможно запустился старый непроработанный конфликт со значимым взрослым. Тогда его нужно проработать с психологом.
Чем вы можете помочь себе уже сейчас? Конечно, вы большой молодец, что смогли сами внести ограничения в игры, развлечения. Но на одних ограничениях энергии не прибавится. А вам нужно, чтобы вас подхватила волна успешности. Запишите, что вы можете исправить или привнести в обучение быстро и относительно легко? Возможно это пару занятий с репетитором по материалу в котором стопоритесь. Для рывка нужно преуспеть хотя бы в чем-то одном. Получив даже небольшой результат порадуйте себя чем-нибудь и наградите. Поставьте большую награду для себя к следующей прорывной волне. Потом вы вольетесь в поток и будет легче.
Останавливайте внутренний монолог с «преподавателем» коротким стоп-словом, например, «хватит» или «стоп». Придумайте свое. Вам надо быстро и решительно произносить его, как только услышали в голове дискуссию. Это надо делать как можно чаще в начале.
С искренним пожеланием силы, уверенности, радости и принятием себя!