То отчисляюсь, то увольняюсь... Как взять себя в руки и добиться стабильности?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Речь пойдёт о проблеме, которая мне просто мешает полноценно жить.
Дело в том, что уже несколько лет я болтаюсь как *не буду озвучивать что* в проруби, пробуя то учиться, поступая на бюджет, то работать.
То отчисляюсь, то увольняюсь, то вообще прохожу собеседование и сразу увольняюсь, забоявшись трудностей.
Какие чувства при этом испытываю. Сначала мне хочется работать, я чувствую какой-то прилив сил, начинаю чувствовать себя будто на своём месте. Затем, через несколько дней у меня начинается ощущение, будто меня это тяготит. Напряжение от того, что нужно себя контролировать. Контролировать в плане того, что это стоит мне реально больших усилий и стресса - настраивать себя на то, что я буду постоянно ходить, регулярно на работу и что нужно в какое-то определённое время вставать и ножками топать. Сразу начинаю чувствовать какую-то тяжесть.
Если не сбегаю, через какое-то время появляется новый прилив сил и я не чувствую тягости некоторое время. Но через дня два возвращается то же состояние, когда просто хочется спрятаться головой в песок как страус, когда всё тяготит.
Всё это приправлено тяжестью именно от того, что я не знаю, смогу ли регулярно и долго терпеть такой график или меня опять переклинит.
Там, где задерживалась долго, меня удерживало только сильное чувство вины: перед родственниками, перед учителем или перед работодателем за то, что в меня вложили столько сил, типа "не могу же я просто взять и уйти и всех подвести", сопровождающееся большими усилиями над собой в плане намеренного загона себя в мысли типа "я должна. Смогу и сделаю" и причём, если об этом не думать непрерывно 3-4 сна и во время засыпания вечером накануне рабочего или учебного дня, то велика вероятность, что я проснусь и вообще прогуляю учёбу или уволюсь потому что не смогу заставить себя.
Причём, в привычку всё это не перерастает. Причём, учёба или работа мне может нравиться.
Не раз было, что я забирала документы или увольнялась. Чувствовала облегчение. А потом жалела об этом. Я до сих пор жалею о том, что ушла из вуза.
Но когда чувствую себя более или менее свободно и вдохновленно, это проходит вскоре. И начинается опять вот такая фигня, как написано выше.
Во фрилансе тоже так. Есть у меня некоторая подработка удалённая. Беру задание - вся в предвкушении, начинаю работать, всё классно, всё нравится, но на следующее утро просыпаюсь с чувством отягощения, что мне не хочется это доделывать. А надо. Тут уже чувство вины перед работодателем, страх за репутацию меня двигает и я усилиями воли доделываю, чтобы не упасть в грязь лицом. Это сопровождается сильным стрессом. Я начинаю курить одну за другой сигарету, пить одну за другой кружку воды и ходить каждые 5-15 минут в туалет по маленькому. Но разовые подработки удалённые - это, конечно, легче, чем работа постоянная. Но они приносят не так много денег и не очень стабильны и не хотелось бы так всю жизнь.
Ещё я делаю брови на дому. Подружкам. Бывает, прям загорюсь этим. Запишу подружку через несколько дней к себе. А потом просыпаюсь и чувствую, что не хочу. А надо, уже договорились. Опять же из-за чувства вины.
Также и просто с прогулками, встречами с друзьями. Если договорились на дату, а не спонтанно, - это гарантия 100%, что я не приду и придумаю причину типа поноса, чтоб не идти гулять.
Все друзья уже знают и зовут меня гулять или заходят в гости исключительно спонтанно.
Или когда на какое-то мероприятие подписалась. Несколько дней хожу в предвкушении, мне реально хочется туда пойти. И я начинаю рисовать себе картины в голове, как мы классно повеселимся с кем-то, как мы классно отдохнём.
Но через несколько дней во мне что-то меняется и просыпается чувство, что мне не хочется туда идти, что мне хочется просто закрыться дома и читать книжку.
Я не раз преподавала билеты на концерты любимых групп.
С одеждой точно также. Куплю какую-нибудь футболку в секонд хенде. Она сначала мне нравится, я в неё буквально влюблена. И начинаю в ней ходить каждый день, ничего другого не надевая, если та успевает досушиться со стирки до утра. Если же нет и она ещё мокрая, начинается загон, что все остальные вещи в гардеробе уродливые. Тогда где-то час мерю футболки и блузки и не знаю, что надеть.
Та самая вещь где-то через неделю-месяц становится внезапно "не сидящей на фигуре", "безвкусной", "некрасиво цвета" и т.д. и откладывается в шкаф храниться где-то год. Где-то ещё неделю я хожу в первой попавшийся одежде, быстро надевая и особо не задумываясь, потому что если задуматься, то начинаются загоны, что все вещи какие-то не такие. Что у блузки шов не очень, что штаны неудобные (хотя казались удобными раньше) и т.д.
Я не знаю, что делать. Я понимаю, что я просто ленивая эгоистка, которая никак не может взять себя в руки, а надо. Думаю, у всех так, но все стараются и терпят, а я, наверное, какая-то избалованная и от избалованности своей мучаюсь.
Хочу взять себя в руки и понимаю, что это необходимо, чтобы жить полноценной жизнью. Пока я не считаю свою жизнь полноценной в виду отсутствия диплома и постоянной работы. Как научиться брать себя в руки и делать через не хочу и не могу, минимизируя стресс? Это какой-то замкнутый круг. Хочу меньше стресса, но не загоняя себя в сильное напряжение волевыми усилиями, не могу держать под контролем свою пунктуальность и обязательность в периоды, когда всё начинает тяготить. И стоит чуть ослабить хватку этого удушливого намеренного себя напряжения и чутка расслабиться в такие периоды, так всё катится коту под хвост. Иногда у меня появляются мысли намерено покалечить себя, чтобы получить инвалидность и жить, как мне кажется, стабильно. И мне почему-то кажется, что даже при таком раскладе моя жизнь была бы полноценнее. Знаю, эта мысль нелепая, смешная, абсурдная. Стабильность - вот чего не хватает и к чему не получается прийти, хотя очень хочется.
Автор вопроса: Лена Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Думлер Ольга Владимировна.
Лена, добрый день
Здорово, что обращаетесь за поддержкой в решении ваших переживаний.
Учитывая написанное, чтобы изменить ситуацию, давать какие-то рекомендации, важно узнать первопричину - из-за чего ни одно описанное начинание не доводится до конца.
Реакцией на какое травмирующее событие когда-то сложился сценарий избегания. Это могут быть убеждения, которые сейчас просто не осознаются, и они не связаны только с работой - в других сферах жизни алгоритм ваших действий такой же: внутреннее напряжение становится таким высоким, что единственный знакомый вам вариант сбросить его - сбежать из ситуации.
Раз ситуации повторяются постоянно, важно разбирать сложившийся сценарий.
Тут нет универсального метода - решений будет зависеть от именно вашей причины. Раскопаете то, что запускает его действие - сможете изменить.
Поэтому подумайте, пожалуйста, о том, чтобы обратиться к психологу напрямую и поисследовать это.
Что можно поисследовать самостоятельно:
✔️Замечайте и анализируйте: Что происходит в моменте, когда интерес сменяется желанием все бросить? Какие мысли, чувства события предваряют это решение бежать?
Судя по письму, вы знаете, как заставлять себя из необходимости и чувства вины. Но, как видим, это не работает.
✔️Чего вы хотите на самом деле, по-честному?
Какое решение этой ситуации было бы для вас подходящим?
✔️Какая у вас сейчас цель в жизни?
Ради чего бОльшего важно найти работу, получить образование?
✔️Инструментов для достижения чего в жизни будет работа?
✔️Если вы этого достигнете, как себя будете чувствовать?
Если желаемый результат, картинка, эмоции от неё вас заряжает, то движение будет легче
Если вы решили работать над самомотивацией, не используйте только один способ. Тут нет единственного стопроцентного решения: для лучшего результата можно использовать несколько техник, которые дополняют и усиливают друг друга.
✔️Прежде всего оцените своё состояние: Если ваши ресурсы истощены — вы не высыпаетесь, плохо питаетесь, не здоровы, — ничего не будут работать.
Никакой кнут не поднимет истощенную лошадь.
✔️Попробуйте зайти со стороны интереса:
Вы знаете, чем бы вы на самом деле хотели заниматься? Какая работа (неважно, найм или нет) была бы вам интересна?
Те работы, на которые вы выходили, были из интереса или из других мотивов?
Какие критерии вашей работы мечты, что там должно быть обязательно, а что нет?
Знаете ли вы свои таланты, которые можно реализовать в профессии?
Совместно с Профориентологом можно поисследовать интересные для вас профессии.
✔️Попробуйте добавить эмоциональных техник - все, что рождает эмоции, которые делают нашу работу яркой, насыщенной, помогают справиться с эмоциональными барьерами в работе.
✔️Фиксируйте все, что у вас получается, хвалите себя, что вы вышли на работу, проработали день, следующий день и т д
✔️Награждайте себя за достижение результата. Это может быть и чашка кофе, или прогулка.
Перед началом работы представьте, как вы себя побалуете по ее завершении, что сделаете, как будете себя чувствовать.
✔️Вдохновляйтесь. В каждой области есть свои звезды, харизматичные лидеры, глядя на которых чувствуешь себя окрыленным. Кто может служить для вас подобным лидером? Где вы можете с ним пообщаться или услышать/увидеть его выступление?
✔️Ещё один из вариантов «не слиться» - привлечь других людей, чье мнение для вас действительно важно и чьим хорошим отношением вы действительно дорожите.
✔️Найдите партнера, который мог бы вас поддержать, когда начинают обуревать сомнения и желание бросить.
✔️Запустите соревнование. Соревнования в условиях дружеской поддержки — это уже не тяжелый труд, а развлечение, азарт и более яркое ощущение победы. Можно заключить пари между участниками
✔️Ищите примеры. Ваши друзья, коллеги, родственники, знакомые достигают своих целей, реализуют интересные проекты. Не стесняйтесь спросить, что их мотивировало, что помогло справиться с трудностями.
Универсальные способы могут поддержать в моменте, но кардинально не решат запрос, потому что метолы подбираются под причину сбоя. Попробуйте поисследовать ситуацию с поддержкой психолога, это позволит в итоге начать жить «полной грудью».
С уважением к вашему желанию расти