Стресс из-за неудач на работе.

Вопрос психологу:
Добрый день. Я работаю юристом, часто приходится ходить в суды, процесс разные, испытываю стресс от того, что не смогу сориентироваться в процессе быстро и из-за этого провалю его, и от того, что начальник постоянно говорит, что надо все выигрывать, и что он все выигрывает. Соответственно, когда проигрываю , складывается ощущение, что я не умею, это не моя работа, что я не оправдываю свою зарплату. Рвения и желания бежать на работу нет. Почти перед каждым процессом думаю, что я провалю его. Хотя я делаю всё в полную силу, не спустя рукава, стараюсь. Постоянный страх неудачи, и что кто-то другой на моем месте обязательно выиграл бы. Конечно, когда выигрываю мне все нравится , чувствую себя хорошо. Откровенно начальник никогда претензий к работе не предъявлял, но постоянно чувствуешь гнет ответственности. Если уходить из профессии, я не знаю, чем бы хотела и могла заниматься. И уходить , все бросить тоже страшно, потому что есть ипотека, нужны деньги. Подскажите, пожалуйста, как справиться с этими ощущениями и мыслями? Заранее благодарю за ответ.
Автор вопроса: Марина Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте, Марина. Правда в том, что стресс - неизбежен. Ошибки делают все. И неудач, боятся многие. Не очень позитивное начало, согласна :) Но чем раньше мы примем реальность «во всей красе», тем успешнее мы к ней адаптируемся.
Теперь, давайте обратим внимание на некоторые мысли из Вашего письма и разберем на какие мысли их МОЖНО ЗАМЕНИТЬ:
«..испытываю стресс от того, что не смогу сориентироваться в процессе быстро и из-за этого провалю его..» Итак, мы остановились на том, что стресс неизбежен, более того, он - ЧАСТЬ Вашей работы, да и жизни вообще. Ясно, что ЧРЕЗМЕРНЫЙ стресс никак не поможет Вам лучше выполнять работу, совершать меньше ошибок, быстрее ориентироваться в процессе. И если от стресса невозможно избавиться, значит, остается НАУЧИТЬСЯ ИМ УПРАВЛЯТЬ. Как?
1. Возможно Вас удивит, но самый простой способ снизить стресс заключается в том, чтобы в момент сильного волнения, начать ДЫШАТЬ ГЛУБЖЕ И СПОКОЙНЕЕ, ЧЕМ ОБЫЧНО. О влиянии дыхания на стресс можно найти достаточно информации, так что при желании, можно ознакомиться с этой темой, самостоятельно.
2. ИЗМЕНИТЕ СВОЮ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ: воспринимайте стресс не как предвестник провала, а как сигнал к мобилизации, которая Вам необходима в нелегком, но важном деле.
3. Сознательно ПЕРЕВОДИТЕ ВНИМАНИЕ с мыслей о провале НА ДЕТАЛИ ДЕЛА. Используйте энергию стресса для концентрации на ЖЕЛАЕМОМ, КОНЕЧНОМ РЕЗУЛЬТАТЕ. Это похоже на выбранный пункт назначения в навигаторе. Путей может быть несколько, но имея точный адрес, Вы попадете именно туда. Судебный процесс - тоже своего рода «поездка», поэтому важно иметь ясную цель и удерживать свое внимание на ней. Это будет влиять на Ваши решения и действия. Так Вы сможете внести свой уверенный, существенный вклад в разрешение юридической ситуации.
«..и от того, что начальник постоянно говорит, что надо все выигрывать.. он все выигрывает». Чтобы уверенно выигрывать, нужен ОПЫТ. Как раз его, в различных процессах, Вы и получаете. Если Вам кажется, что Ваш начальник ни разу не проигрывал.. Вы ошибаетесь. Тогда стоит ли думать, что это не Ваша работа, если НЕ сразу все получается? На самом деле, так бывает в ЛЮБОЙ профессии. У всех. И у Вашего начальника тоже был опыт поражений, но он его использовал, судя по победам, наилучшим образом: анализировал и ОБУЧАЛСЯ таким образом, успешнее вести дела.
«..я делаю всё в полную силу, не спустя рукава, стараюсь.. когда выигрываю мне все нравится, чувствую себя хорошо». Марина, предлагаю Вам ЧАЩЕ СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ на том, что Вы СПОСОБНЫ ВЫИГРЫВАТЬ ДЕЛА. Продолжайте добросовестно относиться к работе, ПРОДОЛЖАЙТЕ ПРАКТИКОВАТЬ, и таких побед, будет все больше.
«Почти перед каждым процессом думаю, что я провалю его». Давайте проведем мысленный эксперимент: что если бы Вы начали думать (все чаще и чаще), что по дороге на работу, начнете спотыкаться и в итоге сильно упадете? Как эти мысли повлияют на Ваше настроение и походку? Сможете ли Вы спокойно и уверенно дойти или начнете ИСКАТЬ (и находить :) препятствия и все ж-таки, «организуете» себе падение?..
Марина, результат часто зависит от фокуса внимания, он также заметно повлияет на Ваши ощущения, решения и действия. Управлять им, можете только Вы. Сознательно направляя свое внимание на ЖЕЛАЕМОЕ, НЕжелаемое - ВЫТЕСНЯЕТСЯ. Так как человек неспособен думать о двух противоположных вещах одновременно. Попробуйте :)
Надеюсь, в моем ответе, Вы нашли для себя практические идеи. Искренне желаю Вам успехов, удовлетворения от работы и ее результатов!
Вопросы, консультации возможны через скайп: studia izmeneni, email: [email protected], а также через другие мессенджеры по договоренности.
С уважением, Наталия Гришугина