Я очень боюсь, что меня уволят.

Вопрос психологу:
Я очень боюсь, что меня уволят. В компании работаю около полугода, мне нравится здесь, хороший коллектив, сотрудники очень образованные и компетентные, чувствую, что расту, развиваюсь и многому могу у них научиться, но последние два месяца работы стало меньше из-за кризиса и санкций, начались сокращения, а обычно при сокращении персонала первым делом избавляются от новых сотрудников. Мысли о возможном увольнении мешают работать, я вздрагиваю от каждого звонка и просьбы руководителя зайти в его кабинет. Я постоянно сомневаюсь, правильно ли выполняю поставленные задачи, все перепроверяю несколько раз и затягиваю со сроками. У меня заметно снизилась продуктивность, на что обратило внимание и начальство. А критика в мой адрес, даже самая незначительная, только усугубляет страх… Хотя я понимаю, что критикуют меня не с целью - найти повод для увольнения, а для того, чтобы научить чему-то и исключить подобные ошибки в будущем. Понимать - понимаю, а вот успокоиться никак не могу. Помогите, пожалуйста!
Автор вопроса: Жанна Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Острикова Анна Юрьевна.
Жанна, добрый день.
Первое, что хочется сказать: ваш страх — вполне адекватная реакция. В описанной вами ситуации отсутствие страха более тревожный признак, чем его наличие. Другой вопрос, что он стал дезадаптирующим , давайте попробуем вместе его преодолеть.
1) Корень многих проблем со страхом в том, что мы погружаемся в мир фантазий и в этих фантазиях последствия негативные, и потому, собственно, так страшат. Проблема в том, что происходит рассогласование между реальностью и человеком. Из-за своих фантазий вы «теряете почву реальности» под ногами и «улетаете в воображаемый мир». Поэтому, в первую очередь ответьте на вопрос о чём ваш страх? Вы боитесь, что не сможете найти работу потом? Остаться без заработка? Что вам сложно устроиться будет после сокращения? Или что-то другое, а может несколько страхов сразу.
2) Далее напишите ответ в комментариях, я отвечу как его преодолевать.
И ещё, сразу напишу то, что вам точно нужно будет сделать вне зависимости от того что конкретно страшит: к сожалению, вариант с увольнением дейтсвительно возможен, здесь нет гарантий, как и нет 100% вероятности, что это произойдёт. Чтобы подготовиться к худшему сценарию и немного снизить страх, проделайте следующие вещи:
- Оцените ситуацию на рынке труда. Есть ли вакансии для специалистов с вашим опытом? Рассмотрите также варианты удалённой работы, чтобы не было привязки к городу. Рассмотрите варианты подработок, фриланса, чтобы были альтернативные варианты заработка, помимо основной работы. Возможен ли переход в смежную область? Кем еще вы могли бы работать? Используйте при оценке рынка не только работные сайты (хх.ру и т.д.), но и телеграм каналы, проф сообщества в соцсетях, группы в соцсетях с работой, задействуйте кадровые агентства.
- Обеспечьте себе больше безопасности. Есть ли у вас финансовая подушка безопасности? На сколько ее хватит? Если нет, начинайте откладывать. К кому вы можете обратиться за помощью?
- С начальством стоит обсудить причину снижения вашей продуктивности, рассказать о вашем страхе и попросить об открытости, чтобы вы не додумывали негативные сценарии, Спросите что вы можете сделать, чтобы избежать увольнения так как вы очень заинтересованы в этой работе. Я много лет работаю с персоналом и собственниками и поверьте, работодатели оценят такой подход. И иногда действительно, могут сокращать тех, кто работает недавно, но я больше видела примеров, когда сокращали неэффективных и нелояльных сотрудников.
Жду в комментариях вашего ответа про страхи)