Чувствую себя профессионально непригодной спустя месяц после устройства.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 20 лет, я недавно окончила медицинский колледж и устроилась на работу медицинской сестрой. В колледже была прилежной студенткой, училась на отлично (и не просто на отлично, я всегда понимала материал, а не просто заучивала), горела своей профессией. Устроилась на работу и спустя месяц своего «труда» стала считать себя полнейшей неудачницей и профаном. Подкрадываются мысли, что я выбрала не ту профессию, что мои личные качества не подходят для данной специальности.
Я очень болезненно переношу все свои ошибки, сразу же начинаю себя в голове винить вплоть до «мне не стоит жить, не то, что работать». Я с детства хоть и усидчивый, но крайне невнимательный человек, и в работе это проявилось самым ярким образом. Где-то что-то не увижу, не замечу, невнимательно прочитаю, неправильно услышу, как глупая буду переспрашивать, мельтешить, + я не могу быстро воспринять информацию, мне нужно записать, переспросить и пойти спокойно делать, а в медицине практически все решения под словом «срочно» … Я трудолюбива, но я просто не могу собрать себя, хотя изо всех сил стараюсь. Сегодня я в ходе обстоятельств работала без своего наставника, а с другой медсестрой. Она целый день подмечала мои ошибки, говорила «сходи, попей кофе, соберись», когда я говорила: «ну может быть схожу попозже» тут же шла реакция: «А Я КОГДА ПОЙДУ? Я ВООБЩЕ НИКУДА НЕ ОТХОЖУ!» (это была не единичная ситуация, всю рабочую смену она сама мне что-то предлагала, а потом отвечала «а я?», «а мне?», «а меня?», из-за этого я чувствовала огромнейшую вину), когда я увидела, что медсестра перепутала пробирки при заборе биоматериала и подметила это, ответ был: «тогда взяла бы сама, но ты же этого не сделала», а под конец рабочей смены вообще психанула на меня со словами раздражительного тона: «все, иди, я сделаю все сама» из-за того, что я не смогла дважды правильно набрать препарат… Когда смена закончилась, я расплакалась крокодильими слезами и всю дорогу домой не могла себя успокоить. Чувствую себя бесполезной, глупой, чувствую вину за то, что я хотела лечить людей, а из-за своих ошибок я могу им даже навредить, так ещё и другим мешаю выполнять их работу, чувствую себя слабой, что не могу защитить себя в коллективе. В голове осуждающий голос говорит: «ну, в этой жизни ты способна на то, чтобы только учиться, но на этом далеко не уедешь, в работе ты никто» и ещё много гадостей… Хочется не меньше, чем навредить себе, чтобы наказать за свои ошибки, или вовсе умереть, чтобы больше никаких ошибок делать не пришлось и не пришлось быть такой бесполезной… Беспокоит, что это все дойдёт до начальницы, да и вообще всем коллегам, уже утром пришедшая смена смотрела на меня осуждающе, конечно, я понимаю, что в мое отсутствие моя работа обсуждалась… Я не знаю, как мне быть, я просто чувствую себя ужасно. Я даже не могу сменить род своей деятельности… Я готовлюсь к экзаменам для поступления на врача. Если я заявлю своим родителям, что я не отвечаю потребностям этой сферы, они не поймут то, о чем я им скажу, я снова столкнусь с осуждением - «сдалась», «ты ещё даже не работала толком», «в любой профессии нелегко» (подмечу, что свою специальность я выбирала сама, никто не наталкивал меня на работу в медицине, но сейчас же родители очень настаивают и не предусматривают смену моей деятельности от слова совсем), а в плане образования точно я финансово от них завишу, поэтому не хочу никого подводить… Я так сильно запуталась и закрылась в своей тревоге, самоагрессии, что я даже не вижу никакого иного выхода…
Автор вопроса: Анна Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Абдулина Юлия Александровна.
Здравствуйте, Анна!
Из Вашего письма я вижу, что Вы действительно сильно запутались и переживаете. Давайте попробуем разобраться в Вашей ситуации.
Прежде всего, я хочу дать несколько комментариев как специалист по карьерному и профессиональному консультированию и профориентолог. Практически любой человек, приходя на работу после получения профессионального образования, испытывает массу трудностей на этой работе на протяжении полугода-года. Каким бы хорошим студентом он ни был до этого, как бы хорошо он не знал профессию, как бы хорошо не получалось у него все на практике во время обучения, но знания, полученные в колледже, институте или университете, не дают полного представления о профессии и абсолютной готовности к выполнению собственно профессиональных обязанностей. Учебная практика и реальная профессиональная практика различаются очень сильно. В первые полгода работы человек испытывает острую нехватку опыта, он еще не все может, он еще толком не научился выполнять нужные дела, не приспособился к ним, не адаптировал их под свои индивидуальные особенности, поэтому у него многое не получается или получается пока плохо. Но это пока. С практикой все будет получаться, появится и уверенность в себе и своих силах. Здесь важно понимать это само по себе. Важно относиться к себе в этой ситуации соответствующе: «Да, сегодня я сделала это не с первого раза/ у меня не получилось/ я ошиблась и т.д., но я делала это в первый раз/это нормально, что в первый месяц работы я что-то не могу сделать так, как опытная медсестра и пр. Очевидно, что я человек заинтересованный и целеустремленный, я хочу этому научиться, а, значит, со временем я освою это.» Вам стоит научиться думать и рассуждать о себе и своей работе в таком ключе и использовать это именно в моменте, когда возникают упреки в сторону себя, когда Вы вините себя за ошибку, то, что не смогли сделать и пр. Конечно, неплохо бы, чтобы и окружающие относились к начинающему специалисту также, но, к сожалению, это не всегда бывает так, и тогда важно хотя бы самому понимать, что они излишне требовательны и порой, возможно, даже несправедливы. Еще я Вам рекомендую поспрашивать коллег, знакомых, родственников, как они себя чувствовали первое время на работе, когда только начинали свой профессиональный путь, все ли у них получалось с первого раза, сколько они учились тем или иным процедурам и действиям, как они относились к своим неудачам и удачам, как другие вели себя по отношению к ним, как они с этим справлялись. Это поможет Вам понять, что Ваша проблема довольно типична, и с ней сталкиваются практически все.
Далее. Каждая профессия имеет целый ряд своих специализаций, причем, они отличаются друг от друга порой очень сильно и от человека требуют совершенно разных качеств. Кроме того, даже в рамках одной специализации на разных местах работы (в Вашем случае в разных клиниках, больницах, медцентрах и т.д.) совершенно разные условия работы. По этим причинам даже в рамках одной профессии человек может быть очень способным и умелым в одном месте и совершенно не справляться с работой в другом месте. Согласитесь, что работа медсестры в процедурном кабинете и операционной медсестры или медсестры в приемном покое существенно различается и требует разных личных качеств (собранность, скорость реакции, ловкость рук и т.п.) и профессиональных навыков (например, на самом деле, не все медсестры умеют ставить внутривенные уколы, но некоторым это и не надо на рабочем месте). Врач анестезиолог-реаниматолог и хирург имеют целый ряд качеств, которые совсем необязательно иметь оториноларингологу в поликлинике. Как правило, судить о профессиональной непригодности по одному конкретному месту работы просто некорректно и не принято при экспертной оценке. Кроме того, Вы пишите, что собираетесь дальше учиться на врача, а сейчас пока работаете в качестве медицинской сестры. И там, и там важно желание помогать людям, понимать ответственность за свой профессиональный труд, стремиться к развитию своих профессиональных знаний и навыков, и все это у Вас явно есть. Мешающее Вам отсутствие опыта – временное явление.
Вообще профессиональная непригодность складывается из неспособности к освоению профессии в целом (но это совсем не Ваш случай, иначе Вы бы просто не смогли закончить медицинский колледж, тем более, так хорошо, как Вы его закончили) и индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей. Вы пишите, что Вы невнимательный человек, и это в работе проявляется наиболее ярко. Дело в том, что любая работа как раз и проявляет все наши особенности характера. Все, что у нас есть, так или иначе проявляется в работе, поэтому на самом деле даже если Вы сейчас решите сменить профессию, то там скорее всего окажется, что невнимательность тоже будет проявляться. Вот как Вам кажется, в какой профессии она может не мешать работе?
Но, на самом деле, на мой взгляд, то, что Вы описываете, это не столько не невнимательность, сколько тревога, и именно из-за нее Вам сложно собраться, сосредоточиться, сделать что-то четко, запомнить, вспомнить и пр. Именно тревога и является Вашей психологической проблемой, которая мешает Вам по жизни, и именно с тревогой я бы рекомендовала Вам поработать, но лучше всего это делать в паре с психологом, а не самостоятельно.
Надо понимать, что тревога сама по себе свойственная всем людям (это не страшная болезнь какая-то, которая есть только у отдельных людей), но выражена у всех в разной степени. Кому-то она мешает постоянно, кому-то – только иногда, а кто-то живет с ней и не испытывает дискомфорта от нее. Тревога имеет глубокие эволюционные корни – она сформировалась у человечества очень давно, что способствовало его выживанию в древние времена, а сейчас она продолжает защищать нас от ошибок, которые нельзя исправить. Тревога способствует нашему росту и развитию (с ней выше ответственность за свое дело, она заставляет учить, проверять, беречь себя и т.д.), но если ее слишком много, то она может и блокировать этот рост и развитие. У нее есть свои положительные и отрицательные стороны, от нее нельзя избавиться на 100%, да и не надо этого делать (потеряем ее положительные стороны). Вам предстоит понять и принять, что тревога – это, в целом, нормальная часть жизни, как и все то, по поводу чего Вы тревожитесь. И здесь важно разбирать отдельные конкретные случаи. Например, Вы пишите, что очень болезненно переносите все свои ошибки, начинаете винить себя. Но Вы ли одна в этом мире ошибаетесь? Так ли ужасны Ваши ошибки? Что плохого и непоправимого происходит, когда Вы ошибаетесь? А когда ошибаются другие? На самом деле, здесь в зависимости от Ваших ответов психолог будет задавать дополнительные вопросы, чтобы помочь Вам понять, что Ваши опасения и страхи излишни, что где-то внутри Вас катастрофизируются некоторые события, а объективных оснований для этого нет. Но здесь важно и нужно «живое» взаимодействие Вас и специалиста.
Анна, очень надеюсь, что смогла хоть немного прояснить для Вас Вашу ситуацию и направить Ваше внимание в корень Вашей проблемы. Желаю Вам как можно быстрее адаптироваться на работе и разобраться с тревогой.
С уважением,
Юлия