Жена больше не хочет принимать решения и обвиняет меня. Что это и что с этим делать?

Вопрос психологу:
Мы в браке 32 года. Жена в основном всегда была у руля. Теперь ей вдруг это надоело и отсутствие моего руля её бесит, обижает, угнетает, до слез. Однако участие в принятии решений терять не хочет, ведь мои разительно отличаются. И касается это всего от покупок хлеба до постели. Во время разбора полетов, после пары встречных фраз, начинаются : сначала обвинения, затем утверждения как она себя чувствует, как устала и что больше так не может, что жить не хочется. Что она лошадь ведущая всех. Но 32 года она это делала, ревностно не позволяя спорить, пытаться изменить ее решения. И вот пришло время она захотела стать слабой, беззащитной женщиной, о которой заботятся в плане всего даже покупок в женских отделах магазинов. Тесть я 30 лет занимаясь и принимая решения только касаемых вопросов о: автомобиле, гараже, сада, бани, теперь должен решать что приготовить на ужин, обед, решить что купить в магазине, из продуктов и бытовой химии рассчитать бюджет, а я занимался только всеми платежами от ЖКХ до оплаты садиков школ и т.д.. А жена мне поможет если сочтет необходимым. Ну а развода не требует, а говорит отпустить ее, но я отвечаю что не держу. Вообще бардак и непонятки??? При разборе полетов всегда вспоминаются слова сказанные в сердцах как упрек моей невнимательности и безразличному отношению к ней и её чувствам.
Автор вопроса: Евгений Возраст: 52

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Евгений!
Иногда так получается, что люди сами попадают в те ловушки, которые расставлялись ими для получения контроля над все происходящим в их жизни. В одной из таких оказались Вы с Вашей супругой.
Обычно, как получается, если человек недоволен тем, ка выполняются его просьбы, если действия окружающих не удовлетворяют его требованиям или представлениям о том, каков должен быть результат, включается «хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам». Это, конечно же, напрягает других, отнимает много времени и сил у самого исполнителя и обесценивает попытки других поучаствовать в этом.
Но сил на все в один прекрасный день может уже не хватить. А желание у других делить ответственность за подобные решения и действия может пропасть даже если и было. К хорошему окружающие привыкают быстро. При этом это самое «хорошее» на самом деле действительно хорошо для человека, который не участвует в процессе. А вот для того, чье кредо «сделай сам» подобная нагрузка становится все сложнее и сложнее для выполнения. Но, опираясь на СВОИ представления о необходимости и правильности этих действий, они ОЖИДАЮТ от других добровольного принятия эстафеты в этом важном и многотрудном деле – продолжать контролировать результат и пути его получения.
То, что ожидания в основном не соответствуют реальности, с которой они сталкиваются, не всегда осознается подобными «адмиралами» семейных флотилий и полководцами личного семейного состава. Это были бы только их проблемы, если бы они не делали жизни тех, кто их окружает, такими же невыносимыми, какой она стала для них, когда они сложили с себя полномочия. Ведь теперь от них требуется учиться в новых условиях самостоятельно принимать решения, о которых они не только не задумывались, но, порой, и не осознавали и их существовании. И это точно усложняет им жизнь.
Что делать? Постараться делать шаги навстречу друг другу. Тем, кто был у руля «отдать бразды» правления и перестать все время контролировать другого. Тем, кому приходится учиться принимать решения или вспоминать, что это когда-то делалось и ими, возможно, уточнять какого результата от них ожидают или интересоваться «подводными камнями», с которыми могут столкнуться. Ну и конечно, теперь, в новых условиях для всех, хорошо бы обсудить зоны и границы ответственности для каждого. Потому что, как у Ленина: «Верхи не хотят жить по-новому, а низы не могут жить по-старому!» Но тут еще встают вопросы, которые, похоже, тоже существуют в Ваших отношениях – доверие и уважение между партнерами. Это отдельная тема, которая в Вашем случае лишь обозначилась.
В любом случае, манипулятивные техники для данной ситуации явно не подходят, если партнеры желают продолжать мирное сосуществование на совместной территории. Правда, довести это до некоторых может быть достаточно сложно. Во всех проблемах, что возникают в семье, всегда виноваты все участники отношений. Одни своей активностью, другие своей пассивностью. Но справиться с любыми сложностями можно только при участии каждого.
Как-то так.
С уважением, Елена Гладкова