Психологическое давление мужа. Не хочу, чтобы он на меня орал. Тряпка я.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У меня такая проблема. Я -человек не скандальный, не люблю ругаться и не люблю, когда ругают меня. Из-за такого склада характера очень страдаю. В 20 лет вышла замуж за человека старше меня на 7 лет, мне он казался взрослым, добрым, он быстро решил мои(как мне казалось) проблемы и позвал в ЗАГС. И тут началось разочарование. Мы уже 7 лет живем У его родителей с маленьким ребенком, съезжать он не хочет: сначала ссылался на больную мать, а теперь - на отсутствие денег. Откровенно говоря-он У меня раздолбай: за столько лет он не удержался долго ни на одной работе, потому что просто засыпает на рабочем месте, либо занят чем угодно, только не работой. По навыкам-прекрасный электрик, но для работы на кого-то он не приспособлен, потому что считает себя самым умным, постоянно конфликтует со всеми и в итоге уходит. Меня он просто задавливает: сначала он меня перевоспитывал: не так говорю, не так делаю, и вообще-невоспитанная деревенщина. Успокоился только когда я устроилась на нормальную работу и стала зарабатывать больше, чем он. Ему все вечно мешают и не дают жить и работать, хотя от него ничего толком и не просят, потому что все давно знают, что его слову верить-это гиблое дело. Я выучилась на права, он купил мне машину. Машина с разбитым задом и не на ходу. Пообещал починить, но стоит она уже 3-й год, боюсь, там уже чинить нечего. Говоря - Я возьму кредит, починим или купим новую-скандал и истерика. И очень много таких мерзких моментов. На меня родные смотрят как на идиотку , мол, почему ты сама не делаешь, плюнь на него. А я не могу. Не хочу, чтобы он на меня орал. Тряпка я. От самой себя противно. Вот и не знаю, что делать.
Автор вопроса: Мария Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Гатиева Людмила Федоровна.
Здравствуйте, Мария!
Замечательно, что Вы спокойный и уравновешенный человек. Но, даже спокойным и уравновешенным людям необходимо проявлять свои эмоции, в том числе и негативные. Как Вы, Мария, проявляете свои эмоции? В чем проявляется Ваше «страдание»? Если все это происходит только внутри Вас, то это может негативно в будущем отразиться на Вашем здоровье как в психо-эмоциональном, так и в физическом плане. Поэтому, научиться выражать свои эмоции – это одна из задач, которую Вам предстоит решить.
За прошедшие 7 лет Вы многое успели: вышли замуж, стали мамой, нашли хорошую работу с достойным заработком, получили права. Вы – большая молодец! Особенно, учитывая тот факт, что делали это без поддержки. Даже наоборот, несмотря на критику и давление в свой адрес. Скажите, может ли человек – «тряпка» добиться таких результатов? Конечно, нет. Так что не наговаривайте на себя или не давайте на себя навешивать «ярлыки» (если Вас так кто-то называет).
Просто, когда дело касается наших близких, мы становимся очень уязвимы. Очень тяжело оказывать им сопротивление. Но ведь у Вас получилось с работой! Значит, и «говорите Вы нормально, и делаете». Кстати, и письменным изложением у Вас тоже все в порядке. Дело не всегда в нас, а часто в тех, кто нам пытается это внушить. В данном случае, Ваш муж. Он рассчитывал, что Вы так и останетесь маленькой 20- летней девочкой, которую он большой и добрый очаровал. Только девочка выросла, а большой и добрый оказался не таким взрослым, как казался. Разница в 7 лет со временем перестает быть такой значительной, как в начале отношений. Вы, наверное, это сами почувствовали.
А как Вам удалось решить эту задачу с работой? Вспомните все детали. Попробуйте составить алгоритм действий. Что говорил Ваш муж? Как себя вел? Что Вы отвечали? Что делали? Что Вам помогало? Кто Вас поддерживал?
Это Ваш личный положительный опыт решения серьезного вопроса. Он может стать для Вас и ресурсом, поддержкой при решении других вопросов, и дать Вам модель поведения.
Когда Вы пытаетесь предложить что-то, что Ваш муж не хочет, он устраивает скандал, кричит, зная, что Вы это не выносите. Мария, он манипулирует Вами с помощью крика. Ранее, «воспитывая Вас», он намеренно пытался занизить Вашу самооценку. Теперь, зная Ваш спокойный характер, используя немотивированный гнев, Ваш муж ожидает, когда его начнут успокаивать и идти на уступки. До сих пор с Вами это работало безотказно. Проследите свою обычную реакцию, проанализируйте ее.
И попробуйте изменить свою реакцию.
Чтобы уберечь себя от этой уловки, не следует обращать внимание на его гнев, крики, он успокоится сам. Проявление безразличия способно сбить манипулятора с толку. Или твердым, спокойным голосом попросить не кричать. В любом случае, реакция должна измениться так, чтобы Вам комфортно было продолжать диалог.
Мария, Вы – очень молодая, активная женщина. Я бы предложила Вам подумать, какой Вы видите свою жизнь через год, 5 лет, 10 лет. Что Вы хотите от жизни? К чему стремитесь? Какой Вы видите свою семью? Что Вы намерены сделать для этого? Что Вы ждете от мужа?
Когда Вы поймете, что необходимо Вам, Вы можете обсудить это с мужем.
Конечно, в 26 лет Вы многое можете делать сама для своей семьи: взять и самостоятельно погасить кредит, починить машину и т. д. Но с годами в одиночку это тащить все труднее и «противнее». Другого человека мы не в состоянии изменить, но когда меняемся мы сами, меняется и наше окружение. Если Вы будете исходить из принципа «если тебе не надо, то и мне ничего не надо», то лет через 10, оглядываясь назад, скорее всего, будете жалеть об упущенных возможностях. Со временем исправлять свои ошибки сложнее.
Так что не бойтесь, что «чинить нечего», а оцените в цифрах, что выгоднее: продать остатки машины или купить другую на ходу. Для начала вождения точно рекомендую подержанную, не новую машину. И было бы просто замечательно, если бы Ваши родные вместо полезных советов, оказали бы Вам реальную поддержку, в которой Вы нуждаетесь.
В любом случае выбор и решение остаются за Вами.
Надеюсь, что мой ответ будет Вам полезен. Если возникнут вопросы, обращайтесь.
Желаю Вам успехов!
P.S. Буду признательна за обратную связь о консультации.
С уважением,
Гатиева Людмила Федоровна