Ты плохо относишься к людям, говорит муж, хотя это не так.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! В браке нахожусь семь лет, есть ребёнок. В целом взаимоотношения с мужем спокойные. Из-за проблем в моей семье и печального опыта с подругами, я ко многим людям отношусь с недоверием и редко кому раскрываюсь. Не смотря на это у меня много хороших знакомых, люди часто приглашают в свои компании. Однако, муж практически с самого начала нашего знакомства (мне было тогда 15 лет), говорил и продолжает говорить, что у тебя нет друзей, ты не гуляешь с подружками, наверное дело в тебе и твоём характере, ты плохо относишься к людям. Если в 15 лет я могла ответить что-то резкое и надумать про себя много гадостей, даже плакать от обиды, то теперь каждое "ты плохо относишься к людям" я анализирую, пытаясь понять для себя, действительно ли мое поведение такое, как его видит муж. На мои просьбы привести мне конкретный пример, что было ТАКОГО в словах или действиях, муж говорит обобщенно или ссылается на прошлое. На самом деле мне комфортно с собой, есть различные хобби, люблю проводить время с ребёнком, хорошая работа, приятные коллеги. В общении я не пойду сама на конфликт, попробую договориться с человеком. Конечно, иногда бываю недовольна, могу поделиться этим с мужем, однако еще ни разу он не разделял мои взгляды на ситуацию, сводя все к вышесказанному. Такие разговоры приводят к нашему отдалению - можем не разговаривать несколько дней, было даже, что он ложился спать отдельно. Хотелось бы услышать мнение об этой ситуации.
Автор вопроса: Алина Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Кирюшкин Аркадий Петрович.
Алина, здравствуйте!
Поделюсь своим мнением о сложившейся ситуации.
В начале, я хотел бы коснуться вопроса о Вашем недоверии к людям.
Несмотря на то, что Вы пишите о какой-то очевидной (как Вам кажется) причине таких проявлений, мне здесь видится гораздо более серьёзный аспект.
Поясню. Недоверие редко бывает следствием только одной-двух жизненных ситуаций, которые происходят с человеком в его жизни. Такие случаи, как правило, беспокоят его некоторое время, но – в последствие, забываются. Из-за потока новой информации. И недоверие НЕ становится частью его психологического профиля.
Если же оно присутствует в Вашей жизни постоянно, и Вы даже через его призму рассматриваете отношение к своему окружению – значит, у него более глубокие корни. И имеет смысл поисследовать это часть своего Я. Чтобы понять первопричину, триггер и как-то его/её устранить.
Часто эти причины лежат в далёком детстве, в детско-родительских отношениях.
Замечу только, что далеко не всем и не всегда удаётся проделать такую работу самостоятельно. Психика естественным образом «включает» различные механизмы сопротивления и «докопаться» до болевой точки не получается. В этом случае можно (а на мой взгляд и нужно) обратиться за помощью к психологу/психотерапевту. Мы этому обучены)).
Теперь, что касается Ваших отношений с мужем.
На мой субъективный взгляд, Ваш муж – «профессиональный» манипулятор. Причём, делает он своё «дело», как говорится «с огоньком», чтобы максимально реализовать себя. И на Вашем фоне почувствовать себя «человеком», повысить СВОЮ самооценку. Вы для него – всего лишь инструмент для этого, увы…
Понимаю, что это может звучать очень обидно и неприятно, но это факт.
Сейчас я не могу более подробно обсуждать фигуру мужа, поскольку запрос был от Вас и про Вас. Всё, о чем я написал выше – это полностью ЕГО зона ответственности и он САМ должен решать свои проблемы, которые (для меня это очевидно) у него есть. Хотя он вряд ли будет это делать…
Что касается Вас.
По моему мнению, Ваша главная задача сейчас – начать выстраивать и защищать СВОИ личные границы. Это – краеугольный камень всей личностной структуры. Если Вы регулярно позволяете окружающим/близким продавливать свои ЛГ – Вы постоянно находитесь как «на вулкане». Никогда не известно откуда и от кого сейчас Вам «прилетит».
Причём, это касается не столько каких-то физических действий, нет. Я веду речь об эмоциональных аспектах. Они гораздо важнее.
После того, как Вы справитесь со своими ЛГ (и даже в процессе этого), необходимо – это буквально must have, дать понять мужу, что Вы больше не позволите собой манипулировать. Лучше это сказать прямо, без каких-то «смягчающих» фраз.
Это будет непросто, вызовет сопротивление – сначала у Вас, потом у него. НО! Это надо сделать. И чем раньше, тем лучше.
Иначе дальше, в ваших отношениях, всё будет происходить по нисходящей. А Вы молодая женщина, у Вас вся жизнь впереди! И тратить её на «выживание» или «существование» вблизи такого человека, согласитесь, идея «так себе». И не забывайте про ребёнка – жизнь в таком токсичном окружении – не самая лучшая…
И ещё. Помимо манипуляторства я увидел в Вашем письме прямые указания на насилие со стороны мужа. Пока оно только психологическое, но это пока… Развитие подобных «субъектов», внутри их психологического профиля, всегда происходит по экспоненте. Для собственного комфорта, удовлетворения своих психоэмоциональных потребностей им всегда надо «повышать градус», иначе они «сдуются».
Пожалуйста, держите это обстоятельство в голове и не позволяйте с собой так поступать. НАСИЛИЕ НЕДОПУСТИМО! Любое. Как только оно появляется в семье, она тут же «откатывается» в своём развитие на уровень Домостроя… А это непременно сказывается на семейном «климате».
В целом, вы многое делаете верно, саморефлексия (самоанализ) – это хороший инструмент самопомощи, но не всегда достаточный.
Алина, если Вам нужен полноценный разбор Вашего случая - пожалуйста, пишите мне на почту [email protected]
Буду благодарен, если сочтёте возможным оставить отзыв.
Всего Вам доброго!