Муж зависим от компьютерных игр и алкоголя, оскорбляет и может ударить.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, ситуация такая: в браке с мужем 7 лет, имеем детей (6 лет и 2 года). Муж не принимает участия в воспитании детей совсем, не гуляет, не играет не занимается совсем. Развлекает только себя компьютерными играми)( танки, самолёты), так же не может ограничивать себя в употреблении алкоголя. Когда выпьет начинает понтоваться перед своими друзьями и родственниками(его сестрой и мужем) : унижает и обзывает меня непристойными словами, может легко и с лёгкостью ударить без причин, ведёт себя как быдло(хотя ему 40 лет, не мальчик уже) грубит, смеётся надо мной. На утро никаких извинений за своё поведение не поступает, рассказываю как он себя вел, ответ простой, что я придумала и он так не делал, либо я сама виновата. Терплю долго (5 лет точно). Разговаривали, объясняла что меня не устраивает его отношение и поведение, говорил что понял, будем стараться, но ничего не меняется и только хуже становиться. Может запросто собраться и пойти в гараж с друзьями пить, говорю не пойдешь, отвечает что я ему не мама чтобы он отпрашивался, приходит в 2 ночи, не всегда это есть, но есть. Прощения не просит никогда, не считает себя виноватым, всегда виновата только я. Из-за компьютера не вылезает, постоянно сидит играется и говорит что всегда будет играть. У меня уже нет родителей, мне некуда податься, может ещё и поэтому он так себя ведет что у меня нет защиты, я не знаю. Хочу поговорить с его родителями, но думаю что они встанут на его сторону, всё таки сын. Про его игры знают, но ничего не говорят. Такое отношение переходит все границы, как будто я громоотвод и железный человек. Не хочу сказать что я золото, но я тащу всё сама на себе и дети и готовка и уборка, он не помогает ни в чем. Ладно бы зарабатывал, но и тут ничем похвастаться. Что делать, дети на всё это смотрят, старший ребёнок уже говорит мне такой папа не нужен. Буду неделю ходить с ним не разговаривать, ему всё равно, не подойдёт не поговорит ни обнимет, ничего, живём как соседи. Никакой ответственности. Знаю что ответ прост, бежать от него без оглядки и давно надо было это сделать, но тут не всё так просто. Мне некому помочь с детьми, сейчас школа 1 класс начнётся и сад. Если уходить от него, то мой дом не очень близко находиться от школы и сада куда зачислены дети. Работа тоже каждый день с 8-17, далеко, з/п не высокая чтобы няню нанять. Что делать я не знаю, такая жизнь не устраивает. Хочу поговорить с его родителями и рассказать полностью всё о его поведении, они не всё знают, не знаю правильно ли это, может хоть они ему объяснят что такое семья...
Автор вопроса: Ольга Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Матошко Наталья Васильевна.
Добрый день, Ольга. Ваш рассказ полностью описывает зависимые отношения. Ваш муж занимается насилием: физическим и психологическим. Страдаете не только вы, но и ваши дети. Скажу прямо, вашего мужа изменить никто не сможет, ни вы, ни его родители, ни его друзья. Точно так же как и вас. Это примерно то же, чтобы вам сказали уйти от него прямо сейчас, и наконец, стать во взрослую позицию. Это просто слова. Изменения возможны, только когда человек САМ захочет меняться и более того, начнет работать над своими изменениями. Причин, почему вы допустили в своей жизни такое к себе отношение у вас явно много. И лучше их осознать. Вероятнее всего вы и в своей родительской семье жили с насилием. Здесь стоит спросить у себя, почему вы не защищаете себя адекватным способом (уходом), что держит РЕАЛЬНО в этих отношениях. Плюсы, которые вы описали – не сопоставимы с тем, чему вы подвергаетесь, и повторюсь, подвергаете своих детей. Наша жизнь состоит из схемы: узнаем новое, внедряем, превращается в автоматизм и уже не обращаем на это внимание. Например, не умели писать, учились, и это приходилось отслеживать (каждую написанную букву), сквозь время вы пишите не задумываясь, и не замечая, как вы ведете рукой когда пишите, как держите руку. Так происходит во всем. И в отношениях. Сначала вас оскорбили, вы заметили, но стерпели, потом второй раз, третий, и вот вы уже не очень и замечаете, и реагируете на это легче. Потом вас ударили, первый раз непонятно, страшно, потом вроде привыкаете. Мы привыкаем ко всему, и к насилию также. Опишу наглядный пример. В службу доверия звонит женщина, плачет, что ее избил муж, она в крови, ей нужна помощь. Ей задают вопрос, было ли это первое избиение или он избивает часто? Она отвечает, что муж избил ее впервые, он никогда ее не бил ранее, вчера ударил ногой в живот всего лишь, а вот сегодня избил. На этом примере, хорошо видно, что для женщины уже не трагедия удар ногой в живот. Она уже не оценивает это как избиение. Так и с Вами. Если вы останетесь в этой ситуации дальше, то она не прекратится. Она не исчезнет, она не испарится, она будет увеличиваться. Ничего не статично в этом мире. Вы будете еще больше чувствовать себя униженной, будет ухудшаться ваше психологическое и физическое состояние, ваши дети будут расти в семье, где насилие норма. И это будет не 5 лет. И в отличие от вас, они не могут уйти. У них уже нарушена базовая потребность в безопасности. Так как их самые близкие люди не безопасны. Они не смогут доверять людям, миру и им будет сложно выстраивать прочные, гармоничные, доверительные отношения.
Что же я могу порекомендовать вам в этом одном ответе. Я могу только открыть вам глаза на реальную опасность вашей ситуации. Раз вы в ней еще остаетесь, то значит, не осознаете. Но также, раз вы написали, то где-то вы понимаете, что идете не туда, и пытаетесь найти выход. Выход есть. Так как у вас нет опоры на себя. Вы все время в позиции ребенка, который пытается найти взрослого и сильного человека, который решит его проблемы, то надо найти этого взрослого и сильного человека в самой себе. У вас для этого есть все ресурсы. У вас есть работа, образование, и даже двое детей. Вы самостоятельно, вполне можете выжить и вырастить своих детей. Вам 36 лет. Это достаточно для принятия серьезных и трудных решений. Конечно, учитывая, что веры в себя у вас уже мало, и это вполне логично, после стольких лет унижений и насилия, то я рекомендую вам не просто говорить его родителям, а кричать об это всем. Расширьте свои контакты общения, вспомните всех своих знакомых, может из жизни до замужества. Обратитесь ко всем родственникам. Главное не молчите. Именно молчание позволяет и дальше с вами так поступать. Запишитесь к психологу (есть бесплатные консультации в государственных учреждениях), узнайте телефон доверия в вашем городе и звоните туда хоть каждый день. Ищите поддержку, и вы обязательно найдете вокруг себя более сильных и взрослых людей. Параллельно начните всегда задавать себе вопрос: «Зачем я это терплю?». Напишите письмо «Моя выгода находиться в этих отношениях?». Это может оказаться страх быть одной, страх, что меня будут преследовать, страх, что какие-то люди осудят и так далее. Но эти страхи все решаемы.
Вы убеждаете себя (судя по вашему тексту), что будто есть что-то или кто-то кто сможет изменить мужа и все будет хорошо. Это огромное заблуждение. Не будет. Это детская вера в «деда мороза», а вы ведь уже взрослая. Таких чудес не бывает. Так как у вашего мужа свои причины для такого поведения, которые не зависят от вас. Люди пьют не потому, что слабые и вредничают. Они пьют, потому что не умеют контактировать и жить, не понимают, чего хотят, чувствуют, что их потребности не удовлетворены, но не распознают какие у них истинные потребности. Путают эмоции, в моменте грусти они не грустят, а начинают злиться и так далее. И выплыть из зависимостей они смогут только тогда, когда придут к этому сами. Ваш разрыв, может повлиять на мужа, на его переосмысление жизни и поиску причин происходящего, а дальше, может появиться желание, что-то менять.
Я бы сказала, как вы и писали выше, бежать от него. Но понимаю, что на такой шаг вы еще не готовы. Тогда потратьте свое время на план побега. Подумайте о поддержке других людей, создайте себе подушку безопасности. Изучите варианты возможностей. Почитайте рассказы тех женщин, которые вышли из таких отношений. Приобретя опору и знания, вы сможете сделать правильный выбор, легче и менее болезненно.
Хочу добавить, что дети после развода меньше получают травму, чем те, которые живут в такой семье. И это реальность. Когда вашей жизни угрожает смерть (а любой пинок – это возможность упасть и ударится головой, и так далее), то это угроза вашей жизни. Это самый точный индикатор, того, что вам уже надо не трудностей бояться (школа и работа), а бояться смерти.
Может, читая все написанное, вы как загнанная в тупик девочка скажите, я не могууууу. А я точно знаю, что вы можете. Пусть не прямо сейчас, но точно можете. Начните с расширения ваших контактов, людей, которые смогут вас поддержать. И далее то, что я писала Вам выше.
Очень надеюсь, что я вернула вам хоть немного реальности. Будет жаль, если ваша единственная жизнь, которая идет и не останавливается, будет прожита вами в страхе и боли. Желаю искренне Вам удачи в этой нелегкой ситуации.