Как быть, когда муж не держит и не отпускает?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! В браке 16 лет у нас четверо детей. И все эти годы жили с мужем не совсем гладко, были и конфликты и перемирия. Но последние 3 года стало очень тяжело, супруг стал относиться ещё более грубо, унижает при детях, то водит друзей домой, либо сам пропадает с друзьями надолго, так что его дома нет, воспитанием детей практически не занимается. Ко всему этому с финансами тоже проблемы, денег не хватает, хоть он и работает. Я домохозяйка, на работу пока устроиться не могу к тому же очень эмоционально подавлена. Наша семейная жизнь на грани. Но я всеми силами старалась сохранить семью. Супруг вроде бы тоже не желает разводиться, но и меняться он не хочет. А я честно устала от таких отношений, ощущение что мы чужие друг другу, я с детьми постоянно, он же если не на работе, то с друзьями. Также и быт весь на мне. И попробуй что-нибудь сказать, в ответ только слышу: "Я работаю! А ты дома!" Порой обстановка в доме та-кая, что приходиться уходить из дома с детьми и жить либо у мамы, либо у близких друзей. У нас есть ещё ипотека на дом, которую платить ещё долго. Если разводиться то потрачу ещё не мало нервов пока будем разделять дом. Помогите разобраться в моей ситуации, так как не могу прийти к какому-либо решению, толи боюсь остаться одна с детьми и также не хочу более терпеть, потому что понимаю какое нездоровое отношение в семье.
Автор вопроса: Дарья Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Гуреева Анастасия Олеговна.
Добрый день, Дарья!
В Вашем письме чувствуется, что Вам очень тяжело приходится в последнее время: конфликты с мужем, дети и быт держатся на Вас одной, плюс ещё и подавленность.
Вы с мужем вместе уже 16 лет, и могу предположить, что он примерно Вашего возраста. И обычно в это время как раз происходит кризис среднего возраста. У мужчин обычно он более заметный. Да ещё и кризис в отношениях, скорее всего. Также, как Вы пишете, сложности с финансами у мужа. Возможно, он ещё и из-за этого переживает. Всё друг на друга накладывается и получается очень сложная ситуация как для него, так и для Вас, так как Вы, по сути, страдаете от того, что с ним происходит.
Конечно, необходимо в первую очередь наладить контакт между вами с мужем: начать разговаривать на проблемные и сложные темы, обсуждать сложности, конфликты, не обвинять друг друга, а спокойно говорить, что именно не так, что не устраивает, что вообще происходит и т.д. Возможно, Ваш супруг не очень понимает, что Вам одной тяжело вести хозяйство, воспитывать четверых детей, да ещё и терпеть такие его нападки и грубость. А возможно, у него что-то происходит ещё внутри него самого, например, низкий доход, из-за чего стресс, агрессия, какие-то проблемы. Желательно это всё обсуждать друг с другом.
Хотела особенно выделить одну Вашу фразу: "я всеми силами старалась сохранить семью". Семья подразумевает как минимум двух человек, которые в равной степени участвуют в поддержании, сохранении отношений. Ничего не получится, если только один будет стараться. Это так не работает. Супруг не хочет разводиться и не хочет меняться, как Вы сказали. И получается, здесь уже Ваша ответственность и Ваше решение: готовы ли Вы принимать его таким, какой он есть или всё таки нет. Если нет - надо что-то менять в Вашем отношении, в Ваших действиях. Нет смысла ждать другого результата при одних и тех же действиях. Соответственно вопрос к Вам: что именно Вы делали, чтобы сохранить семью? (Если ответ в том, что Вы терпите всё то, что есть сейчас и ничего не говорите - это не здоровые отношения, как Вы сами заметили.)
Я понимаю, что очень сложно менять ту жизнь, которая есть уже много лет, зная, что будет сложно в дальнейшем. Но Вы, видимо, очень сильно устали от того, что есть сейчас. И что-то поменять придётся. Не обязательно кардинально, но какие-то изменения однозначно должны быть.
Подумайте:
- Что Вы получаете от этих отношений?
- Насколько Вы реализуете себя в той жизни, которая есть?
- Можно ли сделать хотя бы что-то минимальное, чтобы ситуация в семье наладилась?
Уделите себе некоторое время и попробуйте расписать всё, что Вас не устраивает сейчас в отношениях. Когда сформируется определённый список (возможно, это будет как письмо в свободной форме), посмотрите на всё и проанализируйте, что можно сделать с этим всем. Возможно, на что-то Вы готовы закрыть глаза, с чем-то мириться совсем не хотите, что-то можно исправить вместе с мужем или самостоятельно.
Я очень надеюсь, что Ваш супруг пойдёт на контакт, так как это очень важно в любых отношениях. Разговоры и готовность что-то делать для отношений - открывают очень много дверей для дальнейшего решения конфликтов.
Также хотела бы отметить эмоциональную подавленность, о которой Вы упомянули. Такое состояние может возникать как отдельно, так и при ряде психических заболеваний, например, при депрессии. Могу предположить, что на данный момент Вы очень устали от таких отношений с мужем, устали, что Вы всегда одна с детьми, возможно у Вас даже не хватает времени на саму себя и Вы всегда в заботах о детях, а о себе самой забываете. Плюс то, что, как я поняла, нет поддержки со стороны как мужа, так и, возможно, окружающих. Вам необходимо подумать о себе самой и начать заботиться о себе, выбирать не других, а себя саму в какие-то моменты. Со стороны обычно очень заметно, как человек к себе относится. А любить себя, заботиться - просто необходимо. Начните хотя бы с самого малого, того, что Вам было бы приятно. Это всегда приносит энергию.
С уважением, Анастасия