После слов мужа стала чувствовать себя грязной. Отпустить или простить?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. В отношениях 13 лет, из них в браке почти 11 лет, мне 35 лет, супругу 38 лет. 2 детей (7 и 5 лет) рождены в браке. Мой муж - это школьный друг моего старшего брата. Я помню его с детства, мальчишкой. Можно сказать, что из всех друзей брата я всегда выделяла будущего мужа. Аккуратный, в рубашечке, красивый, ответственный, умный парень. Мечта! Именно поэтому к рассказам брата про друзей, я относилась с особым трепетом, жадно вслушивалась в подробности, чтобы не пропустить информацию про будущего мужа. Судя по тем рассказам брата, у моего будущего мужа в отрочестве всегда были свидания с девушками и отношения. Когда мы начали встречаться, я была на седьмом небе от счастья, что муж из огромного количества девушек выбрал именно меня. Он и сам не отрицал свой богатый любовный опыт, наоборот, взахлеб рассказывал об интересных моментах своей жизни. У меня же к моменту наших отношений также был опыт, в том числе и сексуальный. Но я не находила гармонии в отношениях, и чаще отношения заканчивались, не успев начаться. До брака с мужем мы были в отношениях 2 года, за это время мы друг другу зачем-то рассказали в подробностях о прошлых опытах, честно и искренне. В этом была ошибка. Реальная проблема в отношениях началась, когда муж на 7 месяце нашей первой беременности сообщил мне о том, что я у него первая женщина в сексуальном плане. А все девушки до меня ограничивались лишь поцелуем с его стороны. Сам он хвалился перед друзьями, приукрашивая реальность. То есть он обманывал друзей и меня. А реальная картина состояла в том, что он очень не уверен в себе как мужчина. Что ему не хватало смелости познать девушку как женщину. Тогда, 8 лет назад, он сказал, что женился на мне не по своему выбору, а потому что я сама его женила. Он любит меня, уважает наш брак, но вероятно, что когда выплатим ипотеку, то он будет делать свой выбор, чтобы самоутвердиться как Мужчина. Моя самооценка тогда упала ниже плинтуса. Я думала, наивная, что я самая лучшая, раз он женился на мне, а я оказалась просто самой единственной. После этого разговора, я под гормонами беременности много плакала, обращалась к психологам в женской консультации. И не найдя поддержки, просто подавила в себе эту обиду. Родился наш первенец. Заботы и счастье от материнства и отцовства переключили нас как семью. Я простила! Тем более он оказался образцовым отцом и супругом. Через 2 года родился наш второй ребенок. И мы много лет после прожили душа в душу... ...до момента, когда к нему на работу в отдел устроилась молодая 26-летняя, красивая, незамужняя и позитивная девушка. Эта барышня "зацепила" моего мужа. До этого робкий и неактивный в социальном плане муж подсел на все корпоративы, турбазы и посиделки с коллегами, потому что она сплотила в прямом смысле весь отдел. На новый год он подарил мне и ей одинаковые подарки: кружки с собственноручным рисунком в технике одной линии с нашими именами. Обида, зарытая в глубине души, 8 лет назад, вышла наружу. Уже полгода как я не доверяю ему. Сомневаюсь в своей значимости для него и сомневаюсь в нем. Каждый день словно жду подвоха, что он скажет, я ухожу, так как сделал свой выбор в сторону её. Я знаю, что у них так ничего и не было в сексуальном плане. Он - неуверенный мужчина, а я сравниваю себя с ней и не нахожу в себе положительных сторон. Я также неуверенная, зацикленная на его фразе из прошлого. После его признания, я стала чувствовать себя грязной, ведь он белый и пушистый, раз я у него первая.... Как простить мужа или отпустить для его выбора? Помогите разобраться! С уважением, Ольга.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Михайлова София Сергеевна.
Здравствуйте, Ольга!
Вы пишите, что после признаний Вашего мужа о его опыте и выборе Ваша «самооценка тогда упала ниже плинтуса». Думаю, Ваша самооценка там и была и до этого события. Ведь Вы же считаете себя лучшей и ценной только, если Вас так оценивает мужчина (думала, наивная, что я самая лучшая, раз он женился на мне… Сомневаюсь в своей значимости для него). А Вы не думали, что это зависимость от чужого мнения? И что можно считать себя лучшей и ценной, не ожидая подтверждения этому извне. Уважать и любить себя не потому, что это делают другие.
Вот с того, ПОЧЕМУ Ваша самоценность настолько низкая, и необходимо начать работать с психологом. Разобрать Вашу семейную историю с родителями, общение со сверстниками в детские годы. Ведь на всё есть свои причины. И когда Вы обнаружите её, эту причину, она перестанет иметь над Вами такую власть.
Что касается Ваших переживаний на счет сексуального опыта… У Вашего мужа он такой, а у Вас другой. И это совсем не означает, что кто-то хороший, а кто-то плохой. Это всего лишь опыт, благодаря которому мы познаем эту жизнь. И у каждого человека он свой. Разве не приходилось Вам встречать людей, прошедших «огонь и воду, и медные трубы» и сохранивших чистую душу? Или наоборот внешне вполне приличных и непогрешимых, а внутри с черствой и черной душой? Да сколько угодно. Не спешите ставить оценки себе и другим людям, смотрите глубже…
Ваш муж, как Вы пишите, Ольга, был образцовым отцом и мужем и много лет вы жили душа в душу. До того момента, пока у вас не появилась ревность. А появилась она как раз из-за Вашей неуверенности и сомнений в своей значимости. Вы настолько зависите от настроения и от выбора Вашего мужа, что совсем забыли о СЕБЕ.
Есть ли что-то в жизни, Оля, что Вас интересует КРОМЕ Вашего мужа, может быть любимое дело, может быть какое-то творчество, может быть увлечения? Наполните свою жизнь тем, что Вы любите, не для кого-то, а для СЕБЯ. Любимое дело дает нам энергию, творчество вдохновляет, увлечения помогают избавляться от негативных мыслей и думать позитивно, мечтать.
Вам сейчас самой нужно сделать выбор… И лучше если он будет в сторону избавления от зависимости, в сторону выбора СЕБЯ. Это не эгоизм, это выбор для своей души. Наши подсознательные программы и наш ум, который любит все оценивать, говорят очень громко. А сердце наше очень тихо шепчет, и чтобы его услышать, нужно прислушиваться к себе, к своим потребностям, своим желаниям, ощущениям. Пофантазируйте о том, чего хочет Ваша душа. Прямо запишите то, что придет. А потом привнесите, что-то из этого списка в свою жизнь и наблюдайте за изменениями.
Я очень надеюсь, что мои размышления будут Вам полезны, Оля. Думаю, имеет смысл Вам пообщаться с психологом в формате консультации. У Вас есть силы справиться с этими трудностями. Нам никогда не дается жизнью испытаний не по силам. Самое ценное, что у Вас есть, это опыт. Важно понять его смысл. У Вас все получится.
С уважением, София.