Как помочь брату, который постоянно врет и просит денег.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Возникла тяжёлая ситуация с моим близким человеком, двоюродный братишкой. Началось с того,года 3 назад, что он начал просить деньги в долг, но не большие суммы. Я пару раз давала, он возвращал, я не придала значения. Оказалось что занимал не только у меня, у многих других знакомых, но возвращал не всем. Затем решил женится, его мать вернула долги тем, кого знает, и сыграла свадьбу в кредит. К слову с отцом она в разводе, его он видел в последний раз ещё в неосознанном возрасте. Когда дело близилось к свадьбе и начались обманы, выпросил деньги у матери якобы оплатить ресторан и тамада, в итоге оказалось вранье. Говорил за ним гонятся менты, он им отдаёт. Тоже неправдой оказалось. В данный момент не работает, только пропадает в неизвестных направлениях. Каждый раз придумывает новые места работы. Пару раз мать давала, относил жене, якобы заработал.
Никто не знает где он, потерял всех друзей и родственников. Никто кроме матери не даёт ни копейки. Мать вся в долгах. Жена дома с детьми, ничего не может сделать. Все украшения, технику сдал. Если хоть какая то копейка перепадет, хоть на хлеб исчезает и возвращается без денег и хлеба. Никто не знает где он, куда тратит деньги и правды не слышали от него последние годы. Наркотики исключаем, может азартные игры. Раньше он был успешным, образованным человеком. Все гордились. Мне тяжело терять своего близкого человека, мы были с ним ближе, чем с родным братом. Но из за того, что он постоянно просит в долг, мне пришлось отдалиться. Мне тяжело смотреть как он рушит свою семью, как он пропадает, весь обросший, грязный, глаза бегают. Как помочь ему в данной ситуации? Может его в психдиспансер? Или привязать дома? Что можно сделать в данной ситуации
Автор вопроса: Лидия Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Грудкова Татьяна Викторовна.
Здравствуйте, Лидия!
Ваш брат, и правда, попал в сложную ситуацию. Если вы уверены, что он не употребляет наркотики, то можно предположить сильную игровую зависимость.
И сформировалась эта зависимость не 3 года назад, а намного раньше. Обычно такая зависимость является следствием чрезмерной материнской любви.
Если мама живет без мужа, вся сила ее любви и нежности достается ребенку. Она все время рядом, все время проявляет заботу. Она защищает ребенка от всякого негатива, помогает преодолевать всевозможные трудности.
Ребенку хорошо в таком комфорте. Ему не приходится напрягаться. Все, что от него требуется – это просто любить маму. Такой ребенок обычно растет хорошим, добрым, отзывчивым.
Сложность в том, что в процессе взросления перед ребенком стоит ряд задач развития. Он должен научиться заботиться о себе, ставить цели, преодолевать трудности, самостоятельно решать задачи, посильные для каждого возраста, уметь находить выход из сложных ситуаций…
Самая главная задача родителей – научить ребенка быть самостоятельным, то есть обходиться без них. Обычно чрезмерно любящая мама эту задачу игнорирует. Ей нравится помогать ребенку, нравится быть полезной ему.
Когда ребенок взрослеет, мама уже не способна справиться со всеми задачами, которые стоят перед взрослым мужчиной. Молодой мужчина чувствует беспомощность, оставшись один на один со своими проблемами. Ему стыдно, что он не справляется с жизненными вызовами. Он все время чувствует себя виноватым. Его постоянно преследует тревога, злость, страх, от которых невозможно освободиться.
В таком положении он вынужден искать внешние ресурсы, так как ничему другому мама его не научила. Помните, вы написали: «Мама сыграла свадьбу в кредит»? Вот и он поступает так же, как мама. Только чувства ответственности она ему не сумела привить, поэтому отдавать долги он не умеет.
Такой страдающий человек всегда находит что-нибудь, что способно облегчить его страдания: алкоголь, наркотики, игроманию, чрезмерную еду…
Лечение любых зависимостей – процесс очень сложный и долгий. В домашних условиях справиться с зависимостью невозможно. Помочь могут 12-ти шаговые программы, реабилитационные центры. Для особо тяжелых случаев в некоторых ребцентрах есть закрытые стационары.
Для лечения есть одно необходимое условие – зависимый должен признать, что он болен и хотеть лечиться. Он должен прийти в ребцентр добровольно. В борьбе с проблемой зависимости принуждение не работает.
У зависимого(вашего брата) всегда есть созависимый (его мама). Она тоже нуждается в лечении, так как зависимость считается семейной болезнью. Созависимость – это обратная сторона зависимости. Если ваш брат не готов лечиться, есть резон его маме начать с себя. При ребцентрах есть группы для родственников зависимых. Если мама научится правильно выстраивать отношения с сыном, его состояние улучшится.
Предложите ей, если это будет уместно, посмотреть на ютубе Иванов В. «Лекции по созависимости»
Желаю вам семейного благополучия!