Начала бояться людей, в частности мужчин.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 19 лет. В начале этого лета мой молодой человек ушел в армию, было достаточно трудновато, но со временем внушила, что это временно. Далее уехали мои близкие друзья по другим городам. И я осталась одна - это тоже не проблема, считаю. В середине этого лета у меня умер дядя (достаточно близкий для меня человек). Его смерть я и по сей день переживаю и не могу отпустить, так как у него осталась жена (моя любимая тетя) и двое детей маленьких. Через пару недель узнаю, что мой отчим изменяет моей маме, что окончательно выбило меня из колеи. Но я ничего не хочу говорить матери - не хочу рушить их семью. Пару недель назад до меня достаточно сильно домогался близкий друг моего мч, опять же я об этом не хочу говорить ему, тк он в армии - ему там не слаще чем мне приходится. Эту ситуацию я более менее начала отпускать, но недоверие к людям нарастало. Вчера до меня опять начали домогаться в метро, после того, как я помогла женщине доехать до нужной станции и проводив до ее ближайшей автобусной остановки. В тот самый момент появился этот мужчина, и начал сильно лезть ко мне, чуть ли не начав раздевать. Все это действие происходило на виду у людей и никто из них не пришел ко мне на помощь, все стояли смотрели. После того, как я успела оттолкнуть этого человека и успев, запрыгнуть в уезжающий поезд - меня начала охватывать паника, я начала осматривать вагон и поняла, что рядом находится большинство мужчин. Далее все смутно помню, как я доехала домой. Сегодня утром, когда вышла на улицу и увидела лиц мужского пола - меня невольно бросило в сильную дрожь и я начала сторонится их. В метро стало все это сильней обостряться и пошли слезы, как и вчера по пути домой. Сейчас мне нужно ехать обратно - но я не знаю как, ибо на такси - я не желаю оставаться наедине с водителем, который чаще всего является мужчиной, на метро - я боюсь рядом мужского присутствия. После всех этих ситуаций, что происходили - я перестала доверять людям, знаю, что если попытаешься сделать добро - это обернется против тебя, я не хочу выходить на улицу, контактировать с кем либо, я в принципе не желаю ни с кем общаться, тк понимаю, что рано или поздно это причинит боль. По ночам у меня случаются "истерики и срывы", если так можно назвать. Честно, я не знаю что с этим делать.
Автор вопроса: Аля Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Шевчук Кира Евгеньевна.
Здравствуйте, Аля!
Очень хорошо, что вы решили обратиться за помощью к психологу и разобраться с ситуациями, которые произошли с вами в последнее время.
Вы довольно подробно описали неприятные случаи из вашей недавней жизни, опустив некоторые подробности, но в целом вы сейчас чувствуете себя одинокой и уязвимой без вашего молодого человека, который находится далеко от вас. Ваши друзья разъехались по другим городам. А также в связи с уходом из жизни близкого вам мужчины – вашего дяди. Эти события обострили чувство одиночества, отсутствие поддержки со стороны близких. Возможно вы не рассказывали никому о ваших чувствах, не делились своими ощущениями потери из-за физического исчезновения близких людей из вашей жизни.
Да, дядю не вернуть, утрату близкого нужно прожить эмоционально, принять внутри себя и для этого необходимо время, кому-то требуется несколько недель, кому-то годы и это нормально. Уверена, ваша тетя взрослая женщина и сама справится с трудностями, вы всегда можете предложить ей свою помощь, например побыть с детьми, погулять или поиграть с ними, помощь по дому, а не просто нервничая, как тетя будет жить без мужа.
Конечно же узнав об измене отчима вашей маме вы чувствуете несправедливость по отношению к ней и даже его предательство. Вероятно именно это неприятное известие оказалось для вас последней каплей и ваше восприятие людей сместилось в сторону не доверия к ним и даже вероятной опасности исходящей от них. Было бы хорошо, если бы вы поделились своими переживаниями об измене с близкой подругой, которой можете довериться и просто проговорить какие эмоции вы чувствуете.
Следующие события связанные с приставанием к вам друга вашего молодого человека и приставаний в метро, конечно же не добавили вам спокойствия. Вы вероятно чувствовали себя жертвой этих мужчин и нормально в таких ситуациях испытывать страх. В подобных ситуациях необходимо четко обозначать свои границы, в ситуации с другом объяснить ему свою позицию, даже прекратить общение, если понадобится и не стесняйтесь просить помощи, кричите, орите на обидчика, нужно показать, вам такие способы проявления мужского внимания не подходят.
То что в метро ваши чувства обострились вполне понятно, ведь именно там произошла одна из травмирующих ситуаций, вы плачете и это хорошо, со слезами выходят негативные эмоции, которые вы держали в себе и не давали им выхода, позволяйте себе больше проявлять чувства, говорите с близкими, плачьте..танцуйте, бегайте, прыгайте..любое активное движение выпускает эмоции из тела, помните как в детстве вы орали, плакали навзрыд.. без мыслей что о вас подумают люди.
Из вашего рассказа я поняла что основная проблема на сегодня это страх ехать в метро, где может повториться история с приставанием мужчины и как продолжение страх мужчины-водителя и людей в целом, а также убеждение что люди причинят боль. Страх это защитный механизм нашего организма в ответ на опасную ситуацию, это то что помогало нашим предкам выжить. Основные инстинкты тела как следствие страха, т.е. непроизвольные реакции, бить или бежать. Вы реагируете замиранием и убеганием из ситуации, что объяснимо и похоже, что у вас даже развиваются панические атаки, когда волна страха настолько велика, что не дает дышать.
Что можно со всем этим сделать. Максимально выговориться, поделитесь переживаниям с каким-то близким человеком, когда мы проговариваем что-то, то больше осознаем наши чувства и видим ситуацию как бы со стороны. Ненавязчиво предложите свою посильную помощь тете. Учитесь расставлять свои границы и четко отказывать людям, начиная делать это в незначительных ситуациях. Не стесняйтесь просить помощи у посторонних, люди очень часто не видят, что нам нужна помощь, они не обязаны читать наши мысли и догадываться.
Есть много способов работы со страхами и один из них, это идти в страх, погружаться в него. Это не означает что вы специально провоцируете себя на встречи с мужчинами, которые вас домогаются. Вы делаете то, что вас пугает небольшими шажочками, например спустились в метро или вышли на улицу и встречаете мужчину, не начинаете раскручивать мысль что этот человек опасен, а переключаете свое внимание на что-то приятное нем, пусть даже это будут например брови)) только ваш выбор взаимодействовать с человеком или просто отойти от него физически.
При возникновении состояния схожего с панической атакой самый действенный способ начать дышать, сосредоточиться на медленном вдохе и медленном выдохе, считать вдохи-выдохи, считать продолжительность циклы дыхания и даже заставлять себя дышать.
Вам сейчас необходима помощь и поддержка близких людей, либо специалиста. Ваше состояние и ощущения себя нужно изменить для повышения качества жизни, ведь мы живем в обществе и не реально все время скрываться от других людей. Уверена вы справитесь со всем что на вас навалилось и будете спокойно взаимодействовать с мужчинами, воспринимая их не только как источник боли. Вероятнее всего первопричина нынешних травмирующих ситуаций кроется в ваших отношениях с отцом. Бережнее с собой..