При страхе начинает болеть живот.

Вопрос психологу:
Проблема началась 2 года назад, ехал на автобусе, скрутило живот, ехал я около 1 часа и в итоге успел добежать до туалета. Думал что это пройдет достаточно быстро, но нет, проблема осталась. И эта очень серьезная для меня проблема, а я выбираюсь из дома достаточно часто (на работу, встречи с друзьями в кафе, магазины и т.д). Когда я прохожу половину пути или начинаю отходить от дома, то у меня начинает очень сильно болеть живот (тянет к туалету). Что я только не делал: садился на диету, ходил по расписанию, проходил обследования (Колоноскопию, ФГДС, Флюорографию, сдавал анализы) ничего не нашли. Но со временем, я выявил главную причину в себе. У меня начинает болеть живот от страха чего-либо (Дальних поездок, ночевок, посещение любых видов заведений), начинаю думать, а что если я окажусь без туалета, то что мне делать? Ведь данная проблема зародилась именно от длительной поездки. Я пытался переключаться на другие вещи, думать о другом и это помогало, но проблема возвращается и в любое время, временами и дома начинает болеть живот, когда я думаю что мне через какое-то время нужно уезжать из дома. Я перечитал многие форумы, пытался полностью переключиться, сменить вид деятельности на более физическую и активную, но мысли все равно посещают и слишком часто. Уже начинает казаться, что я уже стал зацикливаться на этом, как же можно победить такой страх? Раньше все было хорошо и никогда не думал об этом (Ведь не было такой ситуации, которая произошла 2 года назад), мог находиться везде хоть целый день, но это сейчас самое ужасное.
Автор вопроса: Андрей Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Ефанова Екатерина Владимировна.
Здравствуйте Андрей!
Учитывая, что после обращения к врачам у Вас не было выявлено никаких заболеваний, то по Вашему описанию можно понять, что проблема больше психосоматического характера. Функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта, в первую очередь синдром раздражённого кишечника (СРК), относятся к одной из самых распространённых форм психосоматических расстройств. Из- за возникновения панического состояния ускоряется перистальтика кишечника, вследствие чего возникает позыв к дефекации.
Из Вашего описания видно, что проблема приобретает более сложную форму и со временем может перерасти в ФОБИЮ.
Люди, страдающие тревожно-фобическим расстройством нарушения моторной функции толстого кишечника, стараются применять попытки решения справиться с проблемой, которые основаны на избегании и использовании мер предосторожностей (охранительное поведение).
В «охранительное поведение» входит:
• избегание всех общественных мест, где может проявить себя данная проблема;
• прокладывание маршрутов своего передвижения в пределах доступности туалетов, формирование специальных дорожных карт;
• отказ от использования транспорта, в особенности общественного;
• отказ от путешествий и общения с другими людьми;
• ограничение взаимоотношений с противоположным полом, отказ от сексуальных контактов;
• и т.п.
Ели в описании «охранительного поведения» Вы отметите несколько пунктов, которые уже применяете, то я рекомендую Вам обратить за помощью к психотерапевту.
Для работы с клиентом, страдающим СРК, существуют краткосрочные методы терапии, направленные на то, чтобы заблокировать дисфункциональные попытки решения проблемы, которые он предпринимает. Применяют техники по проработке «негативного опыта», который клиент получил в прошлом и который связан с данной проблематикой. Уместно будет и применение седативных препаратов, которые имеют место в лечении синдрома разраженного кишечника.
Главная цель работы с данной проблемой заключается в том, чтобы научить человека ею управлять, сделать проблему менее отягощающей, обучить человека управлять уровнем своего страха и не допустить инвалидизации своей жизни.
Ели у Вас остались вопросы или Вы хотели бы продолжить работу в рамках психотерапии, пишите мне на почту: [email protected]
Клинический психолог Ефанова Екатерина.