Постоянно кручу в голове неблагоприятные варианты развития будущего. Всего боюсь.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У меня проблема с руминациями. Постоянно кручу в голове неблагоприятные варианты развития будущего, в связи с чем усиливается тревога, теряю контакт с телом, начинаю переедать или забивать голову интернетом. Очень сложно сосредоточиться на конкретной деятельности, потому что тогда мысли усиливаются и давят на меня. Я боюсь не справиться с работой (скоро выпуск, опыт есть, но маленький), малого зароботка, боюсь стать плохой матерью или недостаточно хорошей женой. Ощущение, что в любом случае буду НЕДО. Во многом это связано с обесцениванием успехов и перфекционизмом, но иначе я не вижу развитие. Я боюсь, что, признав ценность своих усилий, просто расслаблюсь, мне будет достаточно того, что уже имею и я замру. Понимаю, что тенденция невротическая. Я хочу стабильности, но не стагнации, хочу успокоиться, но боюсь этого. Будто привыкла жить в тревоге. Возможно она дает мне ощущение, что я хоть как-то карабкаюсь. Но осознание этого почему-то не помогает. У меня постоянно крутится вопрос: существует ли гармония и как к ней прийти? Гармония, на мой взгляд, это баланс здоровья, семьи, работы, хобби. Но это звучит так утопически. Будто я не смогу нормально построить свою жизнь. Обязательно что-то пойдет не так и я не смогу с этим совладать. Будто я беспомощная. И от этих мыслей мне становится еще хуже, ведь я "должна" учиться быть гибкой, приспосабливаться ко всему, решать проблемы по мере поступления, используя имеющиеся ресурсы. Но, опять же, я понимаю это лишь головой. У меня нет внутренней уверенности, спокойствия. Я еще не съехала от родителей (тк учусь на последних курсах, а работа не дает возможности жиьь отдельно) и возможно отсутствие опята самостоятельного совладания со всякими "а если.." и заставляет меня нервничать. Подскажите, пожалуйста, как можно уменьшить это телесное напряжение и снизить давление мыслей?
Автор вопроса: Каролина Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Геронтиди Ирина Владимировна.
Здравствуйте, Каролина!
Сразу обращает на себя внимание то, что свои разумные и конструктивные мысли-позитивный сценарий будущего, вы считаете утопическим, хотя это абсолютно реально и многие люди именно так и живут (это о балансе).
Мысли о том, что если вы достигнете задуманного и начнется стагнация, как ни странно это хитросплетения вашего ума для того, чтобы подкрепить вашу установку на неуспех. А если вы задумаетесь по поводу этих аргументов-опасений, то поймете, что ставите себя перед альтернативой: либо ничего не делать (так как все равно максимально хорошо не получится), либо все получится (оказывается!!! вы можете достичь наивысшего результата) и тогда вы больше ни к чему не будете стремиться.. ( т.е. вы сможете осуществить все задуманное и пребывать в счастливой обстановке, которую сами смогли создать) и вас это почему-то пугает. Вам не кажется, что в этих ваших мыслях противоречие? Или не смогу- или смогу наилучшим образом и это меня расслабит? Ваш мозг услужливо вам подсказывает оправдание отказа от своей мечты, желаний, а в конечном итоге от самореализации, и убеждает вас в том, что лучше быть неуверенной, не жить так как хочется, в общем сознательно отказаться от своих желаний и стремлений. Не дать себе прожить свою жизнь, предать себя. Вы этого хотите? К слову, добавлю, что ваши стремления к совершенству никогда не кончатся. В работе всегда можно делать карьеру (поверьте карьерному росту нет предела, когда начнете работать по специальности-поймете), также в работе нет предела творческой реализации, например в различных проектах; в семейной жизни, как минимум, у вас родятся дети, и , поверьте, уж тут у вас будет много пространства для самосовершенствования. Ну, а о хобби и говорить нечего.
Ваша проблема, уходит корнями в детство, кто-то из близкого окружения, встроил в вашу личность интроект неуспешности, занизил вашу самооценку, лишил веры в свои силы. Если вы отнесетесь с вниманием к своим тревожным и деструктивно-негативным мыслям, прислушаетесь, а чьим голосом это вам все говорят, то сможете разобраться со своей тревогой. Чей это голос? Он мужской, женский, молодой, старый? Знакомый голос? Когда осознаете принадлежность голоса, можете еще глубже погрузиться в детство: сколько вам лет, когда голос говорит вам эти слова? Где вы находитесь, что за ситуация, по поводу чего вам выговаривают... а затем можете проследить как часто в течение жизни вам говорили это, в каких ситуациях.... И так поймете, что это совсем не ваши мысли, вам их навязали... Вы то, как раз про баланс и гармонию. Еще добавлю, если вам хочется достичь определенного результата, не важно насколько он высок - это точно в ваших силах. Человек всегда осознает, чувствует интуитивно свой потенциал. Подводя итог: первое- вам важно понять, что это не ваши мысли. И вступить с ними в диалог, т.е. ответить-возразить, так как хочется. И не церемоньтесь, не стесняйтесь в выражениях- ведь автор этих мыслей столько лет не давал вам быть собой.
Вам обязательно надо иметь цель в жизни. Т.е. я сейчас пишу о целеполагании: вам важно знать чего вы хотите, зачем вам это, что будете чувствовать и как изменится ваша жизнь, когда вы достигнете поставленной цели. Кроме этого важно знать, как вы достигнете цели? Все ли у вас есть, чтобы задуманное осуществилось? Если чего-то не хватает, то где вы можете это получить? (Это про внутренние и внешние ресурсы). Вам необходимо разделить ваш путь достижения цели на несколько этапов. И фиксировать прохождение каждого этапа, так вы будете осознавать и чувствовать приближение к цели. Это и будет алгоритмом успеха. Когда у вас есть путь-этапы пути, а в конечном итоге мы можем сказать, что это план действий, в который вы включаете все, что вам нужно, чтобы достичь результата, вы будете спокойны, потому, что вы рациональны и действуете по плану ( идете по намеченному пути, в общем у вас есть "карта" с которой вы сверяетесь и не собьетесь, придете туда, куда наметили). Резюмируем, вам необходимо иметь план действий и четко сформулированную и осознанную цель, причем очень конкретную, до малейших деталей-тогда легче осуществить.
Ну, и напоследок, для того, чтобы быть в гармонии с собой и миром, пребывать в единстве, душой и телом, т.е. быть целостной, очень хорошо заниматься йогой, или другими практиками, которые позволяют быть в балансе. Если физические упражнения не ваше, займитесь арт-терапией, например, вы можете рисовать свое состояние, отключайте мозг, и позвольте руке рисовать то, что хочется, посмотрите на то, что получилось, осознайте свои чувства по поводу этого и если они неприятны, рисуйте еще до тех пор пока полученное изображение будет вызывать позитивные чувства и мысли.