Обида, негодование, непонимание мамы и ее родственников.

Вопрос психологу:
Добрый день! Спасибо за такую возможность, что предоставляете такую онлайн консультацию, доступную для всех. Мне 27 лет, живу, учусь, работаю. В данное время в целом в жизни, слава богу все хорошо. Есть своя квартира в Астане, могу позволить путешествия себе. Но внутр часто бывает бунт и не понимание в сторону тети и мамы. Хочу начать с обиды на маму за детство. Я выросла в неполной семье, мама воспитывала одна, с папой так и не общалась никогда (благодаря тетям :) ), папа скончался,когда мне было 13 лет. В общем мама вырастила меня как смогла. Обида на побои и унижения в детстве. Сейчас я это не могу сказать на прямую, хотя очень хочется "За что?", "За что бить словесно унижать маленькое беззащитное существо?" Все отразилось на характере мои выросшие в любви и заботе подруги говорят, что я похожа на старшую сестру из многодетной семьи, хотя я единственный ребенок в семье. А били меня вот за что: за тройку, за то, что я могла съесть лишнее пирожное, или, когда я ходила в гости к братишке, к которому мне нельзя было идти. Каждый раз когда вспоминаю это в голове происходит бунт и возмущение с вопросом "почему?" . Больше всего конечно мама меня гнобила по поводу лишнего веса, это оставило сильный отпечаток обиду. Дома в детстве еды в холодильнике практически никогда не было, потому что маме было не до дома, у нее была своя жизнь, а я росла сама по себе, спокойно оставалась дома одна абсолютно, мама могла прийти под утро, но это как то меня сейчас не особо волнует, ну было так было. Обидно именно за то, что у меня постоянно отнимали еду, было время, когда я ночью пряталась в туалете и ела сэндвичи,потому что пр маме не могла на меня либо либо, либо унизительные реплики по поводу моей фигуры. До 19 лет мама была совершенно чужим для меня человеком, я ее даже и мамой называть не хотела. Все изменилось в 19 лет, когда я наконец-то высказала все маме, после анорексии,до которой я себя довела. Мама ревела в три ведра, от беспомощности,что я уже больная, что ей некоторую правду о себе приходится слушать. Только тогда я поняла на сколько слабый этот человек, некогда казавшаяся и преподносившая себя такой сильной, мол она же тут всем родственникам помогает. Все детство, когда я плакала, слышала от маму только "Хватит жалеть себя". А сейчас ей 57 лет единственное, что она делает хорошо так жалеет себя и очень боится на старость лет остаться одна, этим она мне только мешает, постоянно вмешивается в мою жизнь, постоянно звонит и пишет мне, я боюсь ей не позвонить 1 день, так как начнется ты меня не любишь, я тебе не нужна прочие сопли. В прошлом году вообще приехала из другого города ко мне, как ненормальная в общем вломилась, сразу же как она приехала произошел неприятный инцидент,который конечно же как всегда происходит, когда она слишком много на себя берет. Я не буду говорить,что именно, но во всех моих нервных срывах виновата только она больше никто, я не выросла в детстве в любви и заботе, это сейчас компенсируется слишком, когда я уже взрослая самостоятельная уже почти тетя. И в основном это делается из-за страха остаться одной, ну может уже есть эта любовь появившаяся ко мне. Но она немного перегнула палку, некоторое время сделала из меня уже социального неадптанта, но сейчас слава богу, последние три года все нормально у меня. Но вот это возмущение внутри и плюс ее чрезмерное присутствие в жизни сделало меня одинокой, я не могу ни с кем построить отношения, потому что когда мне надо было строить отношения с парнями, я строила отношения с мамой. И теперь каждый раз когда я начинаю знакомиться с парнями, она мне кидает реплик "ой да у тебя же не было ни с кем серьезных отношений". Да может и не было долгих серьезных, но эмоционально я проживала и испытывала любовь. Я к тому, что вот к 27 годам я не могу построить отношения, я с мамой каждый день на телефоне. Не буду обманывать за вот это все время, что мы прожили с ней "потрясений" у меня образовалась с ней крепкая эмоциональная связь. Но я так не хочу, я хочу любить жить своей жизнью, я не хочу слышать сопли каждый раз,когда я не звоню один день, что о боги со мной что то случилось, ведь ты мне звонишь каждый день, или намеки а-ля я тебе не нужна. Мама конечно же мне помогает много в целом, она мне уже и подруга и психолог, и деньгам помогает, когда нужно. Я ее тоже поддерживаю когда надо помогаю. Но есть вот также нюансы, которые у меня сидят внутр возмущением,бунтом обидой, у меня нет лучшей подруг с которой я могла бы делиться всем всем разговаривать по видео звонку, это место заняла мама, нет второй половинки, с кем бы делила свое счастье которым мы поддерживал друг друга это место тоже заняла мама. Она неосознанно специально создает также ситуации в которых я всегда должная быть рядом, хоть в другом городе но на связь постоянно, а то не дай бог 2 дня не поговорить по телефону, это катастрофа. Ей и на работе ее коллеги сказал все, что она переборщила ей надо меня отпускать,она тогда пришла вся злая и расстроенная, а я обрадовалась, что ей правду сказал наконец то. Как только я начинаю общаться с каким то мальчиком,она активно начинает мне названивать и написывать это раздражает меня, а у нее потом начинается ее старая песня "ты на меня злишься обратно, у тебя нервный срыв будет обратно". Я не хочу 3го человека в моих отношениях с парням НЕ ХОЧУ, хочу, когда я общаюсь с парням она просто исчезла, сквозь землю провалилась да хоть что, но нет она же ведь боится, если теперь я с ней не общаюсь, она останется одна. Помогите мне пожалуйста избавиться от моего этого внутреннего груза, меня это возмущает, у меня эта обида есть, мне от нее иногда даже хочется кричать. Я хочу это все все ей высказать, я ей высказала далеко не все, отнюдь далеко не все, она начнет у тебя начинается нервный срыв. В общем, я хочу снять этот груз с себя навсегда. Помогите мне снять вот это возмущение, которое постоянно настигает меня, груз, обиду. В жизнь а так у меня все довольно хорошо я работаю в престижном университете, хочу поступать на следующий год на магистратуру за границей. Но вот у меня когда конфликт, когда какое-то препятствие в том всегда есть присутствие мамы. Она сама того не осознает. И да ее ключевая фраза я боюсь за твое будущее, что будет с тобой, если я умру. Я сама этого уже боюсь.
Автор вопроса: Марфа Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Токорьян Валерия Викторовна.
Марфа, здравствуйте.
Вы пришли к необходимости разрешения очень важной (для всех без исключения людей на планете) проблемы - проблемы взаимоотношений с родителями. Я не оговорилась, сказав с родителями, а не только с мамой. Дело в том, что отношение с Вашей мамой, отношение ее к Вам в детстве, собственно, то, какие затруднения испытываете Вы сейчас, - результат нарушенных отношений Ваших родителей. И в этом смысле не имеет значения, жив или умер Ваш отец, так как это нарушенные отношения продолжают влиять на Вашу жизнь. И их следует проработать. Но избавиться быстро от внутреннего груза, который Вы несете на себе всю жизнь, одним письмом, боюсь, не удастся. Придется поработать. На этом же этапе мы лишь попробуем определить направления.
Ваша мама, будучи, скорее всего, человеком эмоционально незрелым, доверилась мнению близких родственников (тети, как я поняла из Вашего письма) и решила расстаться с Вашим отцом. Видимо, таким образом, по ее мнению, было «устранено» затруднение, решение которого на тот момент ей казалось невозможным. Что это за затруднение, Вам лучше знать. Да это и не важно. Отношения всегда строят двое, и вина за разрушение отношений – также делится пополам. Устранив, как Ваша мама думала, источник ее жизненных затруднений, то есть Вашего отца, она продолжала проживать отношения с ним, поскольку ее чувства и эмоции, которые, в том числе, привели к нарушениям в отношениях с мужем, остались при ней и после его ухода. Они никуда не делись и, более того, будучи нереализованными, а следовательно, подавляемыми, перешли из области осознаваемой в область бессознательного, от чего при реализации обрели черты, мало похожие на исходные. К сожалению, объектом для их реализации стали Вы. Ваша мама перенесла на Вас свои подавляемые чувства к Вашему отцу: обиду, возможно, отвергнутую любовь, что есть ненависть.
Побои, словесные унижения, запрет видеться с отцом, упреки – это, в первую очередь, отсюда. Это не демонстрация отношения лично к Вам, это продолжение «войны» Вашего отца и Вашей мамы. Для человека эмоционального незрелого, инфантильного, свойственно не решать сложности, а убегать от них, воспринимать себя «жертвой». Поэтому таким отношением к Вам мамой неосознанно осуществлялась месть за себя, за неустроенность своей жизни, за одиночество, за обиду, которую нанес ей Ваш отец.
В следующую очередь, жесткое отношение к Вам в детстве может быть проявления контроля, продиктованного страхом Вашей матери не справиться с материнской функцией. Запуганным, ущемленным, ограниченным в базовых потребностях человеком легче управлять.
Этот длинный текст, Марфа, - всего лишь ответ на Ваш вопрос «за что?», который Вы задаете своей маме. И в нем же – объяснение того, что ответа от
нее Вы не услышите, так как все описанные здесь процессы ею не осознаются, они являются бессознательным оружием защиты «жертвы».
Ждать того, что мама измениться (а Ваш внутренний бунт, неоднократно упомянутый Вами в письме, – это как раз настойчивое требование к маме измениться, стать хорошей, любящей, заботливой и так далее) – также не стоит. Как и не стоит надеяться, что она «исчезнет, провалится сквозь землю». Остается одно. Измениться самой.
Точнее изменить свое отношение к маме. Сейчас, когда Вы уже знаете, что ею движет, Вы можете выстроить свои отношения с ней и управлять ими. Прежде всего, покинув позицию «ребенок» и заняв позицию «взрослого». Пока Вы еще «ребенок», Вы ждете от мамы заботы и любви, но бьетесь о бетонную стену. Итог - пищевое расстройство и регулярные нервные срывы. Бетонная стена – это мамина «детскость», позиция «ребенок» уже занята ею. Поэтому Вы и похожи на старшую сестру из многодетной семьи, по словам Ваших подруг. Вам нужно лишь позволить себе стать «взрослым», то есть тем, кем, по сути, Вы и являетесь с детства, и не ждать «чудесных» превращений от мамы, разрешив ей остаться «ребенком».
Что делает взрослый? Разве он спрашивает разрешение у ребенка, куда пойти вечером, с кем встретится, что съесть или не съесть, куда и с кем поехать? Вы звоните маме каждый день, потому что этого хотите или боитесь реакции? Если делаете из страха, а в Вашем случае это так, то Вы – жертва манипуляции. Что бывает, когда взрослый идет на поводу манипуляций ребенка (капризы, истерика)? Они только усугубляются, становятся интенсивнее, уже ребенок управляет поведением взрослого.
Вы пишете, что Ваша мама стала Вашей подругой и психологом (!), считаете, что таким образом и участием в Вашей жизни, мама компенсирует любовь и заботу, отсутствующую с ее стороны ранее. Но это не так. Это все те же пункты бессознательной программы: контроль, чтобы управлять (звонки, неожиданные приезды); месть, чтобы оставить дочь в одиночестве, таком же, как и она (вмешательство в личную жизнь).
Составьте план общений с мамой, например, созваниваться раз в неделю (за исключением экстренных случаев), личная встреча раз полгода (год). Объявите ей об этом, будьте тверды и настойчивы, как воспитатель, который требует от ребенка совершения необходимых действий. Понятно, что «экстренные случаи» (манипуляции) будут частыми, здесь важно проявить такт и упорство, звоните соседям или родственникам, чтобы убедиться, что с мамой все в порядке и если нет – действительно так необходимо Ваше вмешательство. Со временем мама перестанет прибегать к малоэффективным манипуляциям.
Старайтесь меньше рассказывать о Вашей личной жизни и вообще обсуждать Ваши личные переживания, излишняя открытость сделает Вас уязвимой. Помните, перед Вами ребенок.
Находясь в процессе принятия решения, не советуйтесь с мамой, ставьте ее в известность об уже свершившемся факте.
При изменении Вашего отношения к себе и к маме, Вы почувствуете, что ранее нерешенное вопросы решаются быстрее и легче, а, главное, Вы перестанете находиться в стрессе от неоправданных ожиданий. Договаривайтесь с мамой по любому поводу. Договор лучше битья о бетонную стену, можете даже составить его письменно. Обсуждайте каждый пункт договора, дополняйте его, если нужно, ставьте сроки, прописывайте санкции за нарушения (например, мама вмешалась в Ваши отношения с мужчиной – Вы отменяете плановый приезд к ней на выходные).
Эти действия могут показаться жесткими и утрированными, но при общении с новых позиций («взрослый-ребенок», а не «ребенок-ребенок») все шероховатости сгладятся, излишняя категоричность смягчиться, отношения сами найдут нужное русло и выровняются.
И тогда, возможно, в ваши с мамой отношения придет настоящая любовь, которой не давали проявляться ранее страхи и обиды.
Марфа, повторюсь, это всего лишь направление для развития Ваших отношений с мамой, этот вопрос требует глубокой проработки, наберитесь терпения. Я рекомендую Вам обратиться к специалисту, который будет сопровождать Вас на этом пути, здесь важно проработать наследственные установки и убеждения, которые привели к несостоявшейся личной жизни Вашей мамы (а какова ситуация с личной жизнью у других женщин в роду?), чтобы исключить повторения негативных сценариев.
С уважением, Валерия Токорьян.