Моей маме уже надоело мне вечно что-то говорить и объяснять, потому что до меня не доходит. Как услышать себя и не обманывать?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, прошу помочь разобраться в моей ситуации. Меня зовут Лейла, мне 20 лет и и с 18 лет моя жизнь не меняется. Я внутри себя понимаю, что мне хочется яркой и интересной жизни, но не хочется напрягаться. Мне это не нравится, мой образ жизни, но я с этим абсолютно ничего не делаю, мне комфортно, что рядом есть мама, которая поможет и решит проблемы. Моей маме уже надоело мне вечно что-то говорить и объяснять, потому что до меня не доходит. У меня качели, то я хочу, то снова ничего не хочу, ни с кем не общаюсь и сижу дома, теряю свое время, объясняя, что у меня нет денег, вечные отговорки. так продолжается 4 года, мне просто не хочется ничего делать, я не могу оставить это просто так, помогите пожалуйста. я хочу изменить свое мышление и отношение к себе и к своей жизни. Я понимаю, что я нахожусь в детской позиции. Мне страшно брать эту ответственность, хотя я понимаю, что если я не начну, то ничего и никогда не поменяется и буду вечно винить во всем маму. Красивая и здоровая девушка, но занимаюсь ерундой.
Автор вопроса: Лейла Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Флегантова Лариса Юрьевна.
Здравствуйте, Лейла!
Ваш запрос мне бы хотелось разделить на 2 вопроса:
Первое - это Ваши отношения с мамой.
Чувствуется по Вашему описанию ситуации, что у Вас сложные взаимоотношения, в которых много напряжения и недопонимания. Скорее всего Ваша мама волнуется и переживает за Вас, непонимая, что с Вами происходит, и по своему пытается помочь. Но может быть та форма, в которой она эту помощь предлагает, не совсем Вам подходит и не решает Ваших сложностей.
Это нормально, что родители не всегда знают, в чем мы нуждаемся. Важно, что при этом Ваша мама Вас поддерживает и готова помогать в решении Ваших проблем. Это большая опора!
А теперь давайте перейдем к тому, какая помощь Вам необходима.
В Вашем письме чувствуется какая-то растерянность и создается ощущение, что у Вас довольно противоречивые желания: с одной стороны Вы хотите насыщенной и яркой жизни, но при этом не хотите брать на себя ответственность и совершать поступки, чтобы эту насыщенную жизнь себе организовать.
Но быть взрослым как раз и заключается в способности самостоятельно принимать решения относительно своей жизни и брать за эти решения ответственность на себя.
В этом есть один очень важный плюс - Вы сами начинаете распоряжаться своей жизнью, у Вас появляется свобода выбора, какую жизнь Вы хотите прожить, кем стать, чем заниматься.
Хочу предложить Вам небольшое упражнение, чтобы было легче разложить и оценить все плюсы и минусы Вашей текущей ситуации и возможно быстрее решиться на изменения. Оно называется “Квадрат Декарта”
Вам понадобится листок бумаги, ручка или карандаш. Нужно разделить лист на 4 квадрата.
Суть техники в том, чтобы последовательно задавать себе четыре вопроса и отвечать на них максимально подробно, выписывая как можно больше пунктов в каждом из квадратов.
Итак, отвечаем на следующие вопросы:
1. Что случится, если это произойдёт? Например, что случится, если Вы решитесь на изменения в своей жизни.
Данный вопрос подразумевает поиск ПЛЮСОВ от ПОЛУЧЕНИЯ желаемого. Вопрос является наиболее очевидным и по этой причине очень важно находить как можно больше ответов, т.е. не останавливаться на том, что первым приходит на ум.
Ответы на этот вопрос будут служить Вам мотивацией к принятию решения.
2. Что случится, если это НЕ произойдёт? Т.е. что случиться, если ничего не изменится в Вашей жизни?Данный вопрос подразумевает поиск ПЛЮСОВ от НЕполучения желаемого.
Ответы покажут вам, что случится, если вы откажетесь от реализации принимаемого решения, и всё останется так же, как и было раньше. Отвечая, записывайте все преимущества настоящего положения дел, которые Вы не хотели бы потерять.
3. Чего НЕ случится, если это произойдёт?
Данный вопрос подразумевает поиск МИНУСОВ от ПОЛУЧЕНИЯ желаемого - это та цена, которую вы должны будете заплатить за реализацию принимаемого решения.
Т.е. что Вы потеряете, если решитесь на изменения?
4. Чего НЕ случится, если это НЕ произойдёт?
Данный вопрос подразумевает поиск МИНУСОВ от НЕполучения желаемого.
Таким образом вы отсекаете оставшиеся «не», мешающие реализации принимаемого решения. На этом этапе рекомендуется отвечать как можно быстрее, опираясь на интуицию.
В итоге , используя эту технику, Вы можете посмотреть на сложившуюся ситуацию шире и увидеть то, что сразу не бросается в глаза. И принимать решение уже с учетом всех нюансов.
Также я бы рекомендовала Вам обратиться к психологу, чтобы лучше разобраться в Ваших чувствах и страхах, чтобы начать действовать и решиться на изменения.
Кроме того, я бы настоятельно порекомендовала Вам обратиться за консультацией к психотерапевту или психиатру для прохождения диагностики, чтобы разобраться с причинами Вашего состояния. То, что Вы описываете - апатия, социальная изоляция, нежелание ничего делать, скачки настроения может быть признаками депрессивного состояния.
Депрессия часто проявляется в форме грусти, тревожности, чувстве безнадёжности и пессимизма, беспомощности. Снижение энергии, усталость (переутомление), раздражительность, трудности концентрации - также характерные черты расстройства. Важно понимать, что депрессия - это тяжелое состояние, с которым довольно сложно справляться самостоятельно и здесь важно получить квалифицированную помощь.
Желаю Вам удачи!