Не могу разорвать больные отношения. Мне очень плохо.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
У меня серьёзные проблемы в отношениях с противоположным полом. Конечно, нельзя их решить одним сообщением. Но, может быть, вы хотя бы подскажете вектор направления в котором нужно двигаться. К сожалению, я не могу сейчас позволить себе полноценный курс со специалистом.
Ситуация в том, что 5 лет назад я развелась с мужем. Это была первая любовь. Юношеские чувства переросли в отношения. Но, первая любовь редко бывает успешной. Мы повзрослели и я поняла, что мы очень разные. Мы хотим противоположных вещей. Так же я осознала, что мой муж манипунировал мной и в отношениях я потеряла себя. Осознав все это я подала на развод.
Мне было тяжело. Мы много раз общались после. Он хотел вернуться. Но я понимала, что ничего не изменится. Мы перестали общаться совсем только год назад.
За это время у меня появился любовник. Сразу после развода мне не хотелось отношений. Я была опустошена. Мне просто хотелось чувствовать себя желанной и получать свою дозу эндорфинов, так сказать. Поэтому у меня завязались отношения сексуального характера. Потом выяснилось, что человек женат. Через какое-то время я прикипела к нему и по наивности решила, что смогу его отбить. Не вышло. Естественно. И раз я не смогла получить больше, я согласилась на роль второго плана. Все равно не было альтернативы. История затянулась на 4 года.
Параллельно в моей жизни возник другой мужчина. Он был свободен, недавно расстался с девушкой.
Мы провстречались какое-то время и он решил вернуться к ней. Я была раздавлена. Я надеялась, что в этот раз все будет иначе. Но выбрали не меня. Снова. Хотя та девушка во многом мне проигрывает объективно. Я впала в депрессию. Похудела на 5 кг при весе в 50 и росте 170.
Потом по прошествии времени мы опять начали общаться с этим парнем. Он все время говорит, что девушка его ему не подходит и он это понимает, но сложно расстаться, он привык, уже родной человек. А я такая замечательная и нам было бы вместе хорошо, если бы не одно но в виде неё... Он возникает в моей жизни. Мы проводим вместе время, иногда ночи, а потом он снова идёт к ней. А потом опять все то же самое. Она такая, а ты замечательная, но, но, но...
В общем я не заметила, как в этом "прекрасном" жизненном пути я растеряла принципы, свое достоинство и мне стали предлагать только роли второго плана. Вот вроде в жизни неглупая девушка. Работа престижная, два образования. Но что касаемо отношений с мужчинами-я настоящая тупица. Их всего то было 3 в моей жизни. Но 2 из 3 держат меня на скамейке запасных. Чувствую себя никем. Внутри как выжженная земля. На которой ничего уже не может вырасти.
Близкие советуют прекратить эти "отношения". Но я боюсь, что так меня совсем поглотит одиночество. И я не чувствую, что смогу идти в новые отношения. Я опустошена. Я не знаю что могу дать другому человеку. Если, скажем, попытаться уйти в новые нормальные отношения их этих.
Сегодня я провела ночь с парнем, который ушёл от меня к девушке.
Наутро я проснулась и сидела в кровати полчаса. Смотря в одну точку. Я понимала, что если его разбудить, то он уйдёт. И хотела остановить время. В голове сработало, что если не будить-не уйдёт. И с этой глупейшей мыслью я просидела в кровати. Потом разбудила, потом ушёл. А когда я рассказывала это своей подруге, то начала рыдать. Я не хочу чтобы от меня уходили. Я хочу полноценные отношения. Но у меня есть какие-то чувства. И я не знаю как все это закончить. Мне очень плохо.
Автор вопроса: Анна Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Никитина Галина Геннадьевна.
Здравствуйте, Анна.
Очень здорово, что вы осознаете, что есть проблема и делаете шаги в направлении ее решения. Осознание наличия проблемы есть первый шаг на пути ее решения.
Я внимательно несколько раз перечитала ваше письмо и обратила внимание на следующие моменты:
1. Вы пишете - "первая любовь редко бывает успешной". Похоже на установку. Откуда у вас такие мысли? Что стоит за фразой - "успешная любовь"? Как вы себе ее представляете? Попытайтесь ответить себе на эти вопросы и записать ответы.
2. "я растеряла принципы, свое достоинство и мне стали предлагать только роли второго плана". Вам могут предложить все что угодно - вы на все будете соглашаться? И я рекомендую провести тщательную работу по "отыскиванию" своего достоинства. Опять же - что для вас скрывается под словом достоинство? Как вы себе его представляете? Почему считаете, что вы его потеряли? В чем это выражается? Как вернуть себе достоинство? Какие шаги вы лично можете предпринять в этом направлении уже сегодня?
3. "Близкие советуют прекратить эти "отношения". - Вам важно, что думают о вас ваши близкие? Вы опираетесь на их мнение в принятии решений?
4. "Но я боюсь, что так меня совсем поглотит одиночество." А вот эта фраза, пожалуй, ключевая в вашем письме. Анна, а сейчас, с этими мужчинами, вы не одиноки?
Как вы обычно проводите свободное время? Чем занимаетесь, куда ходите? Есть ли у вас какие-то интересы, увлечения, друзья? Откуда идет это чувство одиночества? Вы пишете, что есть близкие, которые советуют, есть подруга, с которой вы делитесь, значит вы не одиноки? Откуда это острое чувство одиночества?
Анна, я бы рекомендовала вам обратить внимание на себя - определить круг своих интересов, найти то, что вам нравится и начать внедрять это в свою жизнь. Записаться в бассейн или на танцы, начать рисовать или писать, ввести какой-то ритуал, например, каждую пятницу ужинать с подругой/друзьями/родственниками в кафе/ресторане, или каждый выходной ходить в парк на прогулку, что-то, что вам нравится, вызывает положительные эмоции и отвлекает от мыслей одиночества.
Очень важно находить опору в себе - понять кто я, что я, для чего я? как я могу себя порадовать?
Вы можете также взять себе за правило каждое утро смотреть на себя в зеркало и спрашивать - как сегодня я могу себя порадовать?
Ответьте себе на этот вопрос и обязательно выполните то, что вам хочется.
Вы пишете - "Я не знаю что могу дать другому человеку". Это очень важный момент. Ведь когда вы сами не знаете, то даете то, что у вас просят (образно говоря). В этом случае вам очень важно осознать собственную ценность, в первую очередь для самой себя - и тогда вы не будете соглашаться на все, что вам предлагают.
Самоценность — это полное принятие себя, ощущение внутренней гармонии, цельности, уверенности в себе.
Есть множество различных упражнений помогающих обрести самоценность.
Например, одно из них:
1. Сформулируйте свои чувства по отношению к какой-то ситуации - боль, отчаяние, озабоченность - все, что вы чувствуете. Назовите эти чувства, найдите их в теле, прислушайтесь к ним.
2. Как по вашему, почему вы это испытывали? Были бы ваши ощущения другими, если бы до этого у вас был другой жизненный опыт? Могли ли вы отреагировать иначе? Считаете ли вы свою реакцию правильной?
3. Как вы отреагировали на произошедшее? Что сделали? Считаете ли вы, что поступили правильно? Сложно ли вам было поступить именно так? Обдумайте, чем обоснован ваш выбор линии поведения. Постарайтесь понять себя в этой ситуации и принять тот выбор, который вы в тот момент сделали. Если вам сложно, могут помочь слова - мне так было можно и для чего-то нужно. Произнесите их несколько раз, затем прислушайтесь к ощущениям в теле, закройте глаза и задайте снова себе все те вопросы, что написаны выше.
4. Постарайтесь принять то, что произошедшее уже не изменить. Почувствуйте это. Примите себя в произошедшем, независимо от того, насколько серьезными были ошибки. Опять же можно поддержать себя словами - мне так было можно!
5. Нужна ли вам поддержка при анализе и принятии произошедшего? Как по-вашему, чья поддержка была бы полезна? Сформулируйте, что и от кого вы хотели бы получить, и попробуйте попросить помощи у этого человека.
Однако стоит помнить, что это планомерная работа, а не сиюминутный процесс. Я рекомендую проходить его все-таки с помощью специалиста.
Также, обращаю ваше внимание, что в следующем месяце у меня стартует марафон, в котором мы как раз можем проработать с вами принятие себя - стоимость участия в нем гораздо ниже стоимости полноценного курса терапии с психологом.
В любом случае, Анна, я желаю Вам, чтобы Вы нашли себя, полюбили себя такой как вы есть, обрели ощущение целостности и самоценности!