Коллекционирование - грань шопоголизма? Как бороться?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я студентка, учусь, работаю. В одно время переживала тяжелое расставание и увлеклась психологами на ютубе, тем же Лабковским. Мне это очень помогло, я могу назвать себя уравновешенным, спокойным и счастливым человеком. Однако, все мы иногда занимаемся самокопанием.
У меня есть множество хобби, основные из них - рисование и коллекционирование кукол. Я безумно люблю красивые вещи и мне нравится баловать себя ими. Но недавно осознала вот что - если раньше я баловала себя блеском для губ или походом к косметологу, от чего чувствовала себя еще более красивой, то сейчас чаще всего балую себя именно куклами. В последнее время все мои траты разделились на «нужные» и «желанные». При чем нужные когда-то были частью желанных. Например сделать красивые зубы или купить себе хороший компьютер - все это воспринимается скорее как необходимость, то, чего я могу хотеть не так сильно, но то, от чего отказаться не могу. В то время как «желанные» траты стали включать в себя в основном кукол. Мое утро начинается с просмотра вышедших и только анонсированных кукол, рабочий день часто коротаю просмотром объявлений о продаже каких-либо кукол, одежды или аксессуаров для них. На моем кукольном стеллаже стоит уже немаленькая сумма денег в виде маленьких произведений искусства, однако в последнее время это стало меня волновать.
Если шопоголизм - действительно существующая, опасная и разъедающая болезнь, не является ли коллекционирование всего лишь незримой гранью между шопоголизмом и обыкновенным интересом? Как понять, здорова ли я до сих пор?
Также в последнее время у меня появляются мысли, что я искренне завидую людям, которые тратят деньги на себя, а не на свое хобби. Я думаю, что хотела бы не иметь такого почти маниакального интереса, но ничего не могу поделать - через пару минут я вновь смотрю на чарующие лица, неподверженные ни старению, ни какому либо изменению.
При том свою внешность я уже давно стараюсь принимать и любить, мне нравится ухаживать за собой, но в последнее время я задумываюсь, не хочу ли я скрыть что-то за ширмой обыкновенного собирательства?
Или же это просто любовь к прекрасному, сохранившаяся еще с детства, когда родители привозили из магазина очередную куклу?
Как понять, а самое главное, нужно ли лечить такой иногда нездоровый интерес?
Автор вопроса: Диана Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Стельмашук Маргарита Сергеевна.
Здравствуйте, Диана!
Всё Ваше письмо пронизано беспокойством, которое сформулировано в Ваших вопросах: «Как понять, здорова ли я до сих пор?», «…а самое главное, нужно ли лечить такой иногда нездоровый интерес?»
Давайте вместе попробуем разобраться превратилось ли коллекционирование в шопоголизм. Полагаю, что Вы знаете, что шопоголизм – это разновидность зависимого поведения, которое помогает справится со стрессовыми ситуациями, простыми словами: кто-то «запивает» проблемы, другие – «заедают» (так называемое компульсивное заедание), а кто-то – «закупает».
Симптомами такой зависимости могут быть:
- раздражительность, если вдруг не получилось совершить покупку;
- повышенный фон настроения в предвкушении покупки;
- существенное сужение интересов, например, как говорят про алкоголиков, что их интересы сужаются до горлышка бутылки;
- темой любой беседы в результате оказывается покупка того самого вожделенного предмета.
Ну и основными признаками шопоголизма являются: совершенно неумеренная трата денег, то есть суммы трат превышают размер дохода, а также когда на покупку «страстножелаемого» тратятся средства, предназначенные для какой-то важной статьи расходов, например, на оплату жилья, учёбы или покупку лекарств.
Диана, как Вы думаете: сильно ли ухудшится Ваше настроение, если Вам придётся отказаться от покупки очередной куклы? Понаблюдайте за своим настроением. Как Вы понимаете, финансовую ситуацию (соотношение траты/доходы) также необходимо проанализировать.
Следующий интересный момент – это коллекционирование вообще и коллекционирование кукол в частности. Сторонники различных психологических теорий придерживаются разных взглядов на коллекционирование: тут и способ самовыражения, и эмоциональная вовлечённость, и всевозможные компенсации, и реализация контроля, и даже сексуальное влечение (привет от Зигмунда Фрейда, как же без него))).
Диана, к сожалению, в своём письме Вы не указали, когда именно появилось увлечение коллекционированием кукол. Остаётся только гадать: связано ли это с тяжёлым расставанием, о котором Вы пишете в начале своего письма? Если коллекция уже была до того, то как изменился характер, интенсивность Вашего увлечения, поменялась ли его направленность? Диана, попробуйте проанализировать Вашу коллекцию с этой точки зрения (так сказать, диагностичной). Если Вы увидите взаимосвязь между произошедшим (расставанием) и коллекцией, то с большой долей уверенности можно предположить, что имела место сублимация, что Ваши куклы помогали и помогают заполнить образовавшуюся внутреннюю эмоциональную пустоту.
Диана, есть ещё один момент в Вашем письме, на который стоит обратить внимание. Вы пишете: «…хотела бы не иметь такого почти маниакального интереса, но ничего не могу поделать - через пару минут я вновь смотрю на чарующие лица».
Смотреть на красивую природу, предметы искусства, красивые вещи, получая при этом эстетическое удовольствие – совершенно нормально для любого человека. Однако, как писал Парацельс: лишь доза отличает яд от лекарства, то есть всё хорошо в меру. Если заниматься только созерцанием, то есть риск в результате умереть от жажды и голода, зато эстетически наполненным.
Диана, если, обдумав и проанализировав всё, Вы придёте к выводу, что необходимо менять сложившуюся ситуацию, то возможно Вам покажется интересной мысль о том, что с помощью коллекции можно расширить круг общения, например, устраивая выставки, либо попробовать объединить Ваши хобби: рисовать кукол из своей коллекции и дарить рисунки детям (этакий вариант волонтёрства).
Диана, к счастью, наш мозг нейропластичен и это позволяет нам учиться чему-то новому, приобретать полезные навыки, менять вредные привычки на полезные, справляться с зависимостями. Любой навык вырабатывается в практике! Я уверена, что если Вы решите, что нужны изменения и будете реализовывать их на практике, то у Вас всё получится!
Желаю Вам счастья!