При малейшей проблеме я начинаю говорить на повышенных тонах, психовать, плакать, бить вещи или себя.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, прошу совета, не знаю, как быть. Мне 21, живу с семьёй, работаю удаленно, В хорошем настроении я чувствую себя прекрасно, радуюсь жизни. Но одно замечание или небольшая проблема и всё: я начинаю говорить на повышенных тонах, психовать, плакать, бить вещи или себя. Мои родители уже не знают, что со мной делать, а я в отчаянии.
Всё началось с самого детства. Родители говорили, что я была весёлым ребёнком, непоседой, а потом в какой-то момент стала наоборот, истеричной. Если мама уходила в огород работать, я начинала громко рыдать и звать её. Намного позже это выражалось в истериках, когда они уходили в гости до поздней ночи ("Они не вернуться, с ними что-то случилось") Моя сестра была всегда спокойной (год разницы). Потом началась школа. Первый класс был в деревне, там я рыдала из-за плохих оценок. Потом переезд и новая школа. Начались издевательства, после позора с учителем (назвала ее сукой под нос, но меня услышала одноклассница и доложила) перешла в другую школу. И получилась там до 9 класса. И это был ад. Я стала изгоем с 4 класса. Надо мной издевались и я устраивала истерики на всю школу еженедельно. Учителя уже и сами срывались на мне, потому что я ненормальная. Водили к школьному психологу, но безрезультатно. Меня дразнили даже первоклашки, смеялись, а я снова кричала. Я реагировала бурно на простые дразнилки. Хотя были и серьезные случаи. Харкали на одежду и волосы, на физре били ногами по мечу, пока я жалась от страха к стенке (один раз я сидела в стороне и мне прилетел со всей дури мяч в голову, всё вокруг ржали над этим). Воровали вещи. Один раз меня прилюдно били. Это было на празднике, мы стояли рядами и сзади пацан начал пинать меня ногой по заду, сильно. Рядом стоял преподаватель, я попросила о помощи, но она сказала , чтобы я помолчала, мешаю. И я стояла, получая удары и глотала слезы. Однажды я начала оскорблять мать одноклассника, называя её гулящей, потому что мои нервы не выдержали, я хотела отомстить. Он начал тоже оскорблять мою, но потом не выдержал и взяв меня в захват, начал душить. У меня уже темнело в глазах, когда он отпустил. Я закричала, и кинула в него ножку от стула. Он увернулся и попало в окно. Мой папа потом приходил ремонтировать, но я убедила учителей не рассказывать истинную причину, а списать на случайность. Учителя, кстати, меня не особо любили. Называли сумасшедшей, спрашивали, в порядке ли у меня с головой. "Не лезьте к этой ненормальной!" Сказала моя классная.
Мои родители сначала ходили в школу по этим инцидентам, но не долго. Я заметила, что мама стала реже защищать меня и говорила "Сама виновата, у всех все в порядке, а не как у тебя, как я устала от этого". И я, чувствуя боль и вину, перестала рассказывать обо всём. И они решили, что меня больше не обижают.
Потом я поступила в колледж, но снова опозорилась до начала занятий и стала снова изгоем. Опять срывы, слезы. Меня обзывали, презирали, если на первом году было пару друзей в группе, то на 3 никого не осталось. Потому что появилась агрессия. Я стала срываться на людях. Закончила колледж и попробовала пойти работать по профессии. Но ничего не получалось, начальство меня пару раз унижало из-за этого, начались панические атаки перед работой, я впадала в отчаяние. В итоге ушла оттуда, пошла на другую работу. Но и там я стала изгоем, на меня орали и я начала срываться на посетителях. Уволилась. И работаю теперь на удалёнке.
У меня не было всю жизнь друзей. Вернее были, но они все быстро отворачивались, предавали меня. На улице меня тоже обижали, били (кидали в голову камень, пинали, выбирали играть с моей сестрой, а меня просили больше не приходить). С родственниками тоже отношения не сложились, моя двоюродная сестра меня часто унижала, оскорбляла, доводила до истерик. Однажды ударила по лицу, что я сказала "Черт", которое она запретила, потому что верующая. Или топила меня маленькой, чтобы научить плавать. И потом говорят все, что "Нас сестрой любят, но мою сестру больше меня".
Но главная проблема - это мои родители, точнее даже моя мама. Папа любит нас, но не особо лезет в наши душевные проблемы. А с мамой у меня особое отношение. Я её любила в детстве чуть больше папы. Но она пьёт. И становится буйной, рыдает. И в детстве я защищала ее, сидела с ней ночами, потому что ей плохо. Но сейчас я ненавижу ее пьяной, хочу даже ударить её. Она правда отвратительно себя ведёт пьяной, мы (я, сестра и папа) постоянно твердим, чтобы прекратила пить, но она не слушает. И вот в пьяном состоянии она часто доводит меня до срывов, когда я начинаю бить вещи и орать. А когда она трезвая, то она кричит и злиться на нас (что грязно дома, что ничего не делаем) И сейчас я стала более агрессивной и теперь мы часто ссоримся.
И вот моя Аутоагрессия. Она появилась ещё в школе (била себя по голове). Но всё усложнилось после колледжа. Я начала бить себя руками по телу, лицу, стала колоть себя иголкой, рвать волосы, резать чуть чуть ножичком, ножницами. В последний раз мама накричала на меня, я стала бить стол кулаками, а она заорала матом "Я приду, я с тобой разберусь!" И я взяла нож и рыдая, резала руки. Раны были не глубокие, но крови было много. Я чувствовала вину за это, не хотела жить. Я не хотела жить ещё со школы, но теперь это стало явным. Я ненавижу себя, свое тело, свою поганую душу, свой характер. Любое замечание, и я впадаю в ярость, срываюсь, потом слезы, чувство вины и ненависть к себе. Я срываюсь на семье (это сейчас моё постоянное окружение) , а потом бью себя и думаю, что лучше бы мне сдохнуть. Я говорю себе: Ты снова все испортила, ты уродка, какая же ты тварь, они все тебя ненавидят, тебя не за что любить, ты должна была убить себя давно, но ты всё равно такое ничтожество, даже на это не способна". И я не вижу надежды, что я смогу как-то собраться с духом, и что-то исправить, я же жалкая, ленивая, думающая только о себе.
Автор вопроса: Дарья Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Цуркан Виктория Николаевна.
Дарья, здравствуйте.
Вы описали печальную картину. В вашей жизни так много страдания и боли, и очень мало тепла и любви. Вокруг вас люди, но вы чувствуете себя покинутой и одинокой. Выживать в таких условиях очень не просто.
Ребенок формируется в семье, в отношениях с родителями и другими близкими людьми. Его поведение – это способ адаптироваться и выжить в условиях, в которых он растет. Есть, конечно, врожденные особенности нервной системы, но в основном реакции ребенка – это творческое приспособление к окружающей среде, способ найти контакт с другими. Поэтому то, какая вы сейчас есть – это ответ на внешние обстоятельства. Ваша психика нашла единственно подходящий способ выжить: плакать, кричать, громко привлекать внимание.
Вы пишите, что были веселым ребенком, но потом все изменилось, когда мама начала уходить на огород, оставила вас. Похоже, она начала это делать слишком рано. На тот момент вы были еще не готовы остаться в одиночестве, у вас не было еще возможности играть самостоятельно. Психика была недостаточно развита, чтобы выдержать отсутствие мамы. Ваш громкий плач – это призыв матери остаться рядом, не бросать. Истерика – как знак того, что вам не по силам справиться одной с теми чувствами, которые вы испытывали. Для ребенка остаться без матери означает умереть. Поэтому, когда мама уходила, вы испытывали ужас, непереносимую тревогу и страх. Только рядом с ней вы чувствовали себя в безопасности, поэтому так громко кричали. Не стоит сравнивать себя с другими детьми. У каждого из нас есть свои особенности и матери важно учитывать и подстраиваться под эти особенности.
У каждого ребенка свой срок, когда он научается выдерживать материнское отсутствие. По какой-то причине ваша мама не смогла распознать, что ее уход непереносим для вас.
Мама для ребенка не только ласковые и заботливые руки, успокаивающий голос, еда, но и психический контейнер, куда ребенок помещает свои непереносимые переживания ужаса, страха и боли. Его тело – единственный канал связи с матерью, а крик – способ донести до нее, что ему нужна помощь. Задача матери - распознать в крике, какая потребность у ребенка, называть ее и помогать справиться с возбуждением. Однако, у вашей мамы не было такой возможности. Может, она устала или болела, или было много других забот и на все не хватало сил и времени. У нее не получилось дождаться того момента, когда ваша психика окрепнет и сможет выдерживать возбуждение, связанное с расставанием.
Поэтому сейчас, когда вы сталкиваетесь со сложными ситуациями, вы точно так же как мама там тогда оставляете себя. У вас не получается помочь себе, поддержать, успокоить, справиться с чувствами, которые рождаются внутри вашего тела. Они переполняют вас, затапливают и выливаются наружу истериками, криком, агрессией на других или себя. Боль и напряжение внутри непереносимые, поэтому вы иногда прибегаете к тому, чтобы наносить раны своему телу. Физическую боль вам вынести гораздо легче, чем психическую. На самом деле вам очень нужен Другой человек рядом, вы нуждаетесь в маминой любви и заботе, в ее теплых объятиях.
Ваши реакции – это крик младенца о помощи, призыв к Другому. Чтобы справляться с такими непростыми состояниями, Вам придется научиться укачивать, успокаивать «своего внутреннего младенца», научиться с ним ласково разговаривать. Лучше всего обратиться за помощью к специалисту, потому что серьезные изменения наступают не от знаний, а в результате получения нового опыта в отношениях с Другим. Рядом с психотерапевтом вы получите опыт принятия, понимания, которого вам не хватило в детстве, научитесь по-доброму и без претензий относиться к себе. Важно научиться распознавать, что происходит внутри, какие чувства возникают, научиться их называть, размышлять о них, чтобы убрать импульсивное реагирование во вне. Вместо разрушительных действий должны прийти слова, вместо агрессивных реакций – возможность думать.
Самостоятельно вы можете отслеживать, как вы с собой разговариваете, особенно в сложных ситуациях. Осознавать моменты, когда вы на себя нападаете, критикуете, обзываете. Важно останавливать эти атаки, проговаривать себе: «Я сейчас опять на себя нападаю. Зачем я причиняю себе боль? Разве недостаточно страданий в моей жизни? Я много раз так делала, критиковала и осуждала себя, но разве это помогает? Разве эти слова делают мою жизнь лучше? Нет. Я каждый раз делаю себе только больнее. Я хочу остановить это. Я хочу относиться к себе по-другому, как добрая, заботливая, любящая мама». И заменяйте другими словами: «Дашенька, девочка моя любимая. Тебе сейчас тяжело. Тебе очень хочется, чтобы рядом был любящий человек. Я рядом с тобой. Я тебя никогда не брошу. Мы что-нибудь придумаем». Воспитывайте внутри себя доброго Родителя.
Прочитайте книгу: Дж.Крейсман, Х.Страус «Я ненавижу тебя, только не бросай меня», возможно, что-то в этой книге вам покажется знакомым и вы сможете найти в ней полезные рекомендации.
Вот такие мои размышления по поводу вашей ситуации, Дарья. Надеюсь, они будут вам полезны. Не стоит оставаться в одиночестве, ищите профессиональной помощи. Верю, что вы справитесь. Успехов вам!