В чем может заключаться причина привычки давать в долг?

Вопрос психологу:
Добрый день! Сколько себя помню, как только кому-то нужна помощь и я об этом узнаю, мне сразу же хочется помочь. Порой возникает прямо-таки непреодолимое желание, с которым трудно бороться. И особенно трудно, если речь идет о деньгах. Если кто-то, даже не совсем близкий просит одолжить, то я это сделаю. При этом я не являюсь обеспеченным человеком, имеются финансовые трудности. И часто, если я даю в долг, то это происходит и в ущерб себе. Иногда жалею о своем поступке. Не так давно познакомилась с молодым человеком, с ним были короткие романтические отношения. Он приехал ко мне из другого города, до этого общались сети. Не скажу, что отношения сложились, есть много нюансов. Выяснилось, что у него много психологических проблем, имеется зависимость от алкоголя. Как-то посреди ночи попросил одолжить не такую уж маленькую сумму. И я сделала это, даже не уточнив причину. Не понимаю, что мной двигало в тот момент. А на следующий день выяснилось, что у его мамы серьезные проблемы с кредитом. Но сумму, одолженную мной, он просто пропил.... а затем попросил ещё в долг для мамы. Точнее, я практически сама предложила ему это. Деньги не маленькие. Прошло два с лишним месяца, деньги он до сих пор не вернул, хотя обещал рассчитаться до нового года. Уверена, что врет о том, что сократили зарплату. Мне эти деньги очень нужны, ничего поделать не могу, он живет далеко в другом городе. Сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что прекрасно видела, насколько человек погряз в своих проблемах и как он неблагонадежен... видимо, хотела стать спасительницей... но сделала только хуже самой себе.
И такое не в первый раз. Обидно за саму себя. Понимаю, что сама полностью виновата.
Стоит ли предпринимать какие-то шаги в данной ситуации? Поговорить с его мамой, например? Как поступать, когда снова окажусь в ситуации, где нужна помощь, а том числе и материальная?
Я в растерянности, не могу перестать думать об этом случае. И боюсь, что подобное будет повторяться. Помогите, пожалуйста. Дайте хотя бы направление, в котором нужно двигаться.
Автор вопроса: Светлана Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Якутова-Вега Людмила Сергеевна.
Здравствуйте, Светлана.
Сначала немного "непсихологии". Чтобы добавить позитива, спрошу, уверены ли Вы, что данный вопрос нуждается в решении? И, если к Вам постоянно обращаются люди, возможно, есть смысл повернуть "пережарившийся блин" с одной стороны на другую? То есть к Вам обращаются, но обычно Вам не возвращают, значит нужно что-то сделать именно со второй стороной вопроса. Например, при передаче денег, предложить человеку подписать договор, в котором Вы пропишете, в течение которого времени и с каким процентом человек вернет Вам деньги. Поскольку люди обращаются к Вам постоянно, у Вас будет возможность и быть уверенной, что Вам вернут деньги, и получить проценты (как минимум чтобы покрыть инфляцию, поскольку ожидая возврата несколько месяцев или даже год, Вы хоть и немного, но потеряете процентов, даже если человек возвратит Вам деньги в срок).
Не возвратить деньги человек не сможет хотя бы потому, что в договоре можно прописать, какую сумму Вы желаете получить за каждый просроченный день, а так же то, что договор имеет юридическую силу и Вы можете обратиться в суд при отказе человеком возвращать Вам деньги.
В том, что я написала выше, можете видеть всё, что пожелаете: например, шутку (если Вы не хотите и не видите возможным для себя такой вариант развития событий), либо идею для личного дела, которое может принести пользу окружающим и доход Вам. Ну, и личностный рост в том числе, поскольку количество ответственности, возникающих вопросов (в том числе к самой себе) интересно начнут менять картину всей ситуации. И то, что еще совсем недавно виделось запутанной ситуацией, может стать взлётной полосой, стартовой площадкой. Ну, и поможет отсеять тех людей, которым заранее нет смысла доверять и давать деньги, поскольку навряд ли они согласятся на возврат денег с процентами и на подписание договора.
Если вернуться к психологии, тут гораздо важнее, чтобы не Вы задали психологу Ваш вопрос: "В чём может заключаться причина давать деньги в долг", а напротив, психолог спросил об этом Вас. В том числе и такие вопросы, как например: "Что случится, если Вы не дадите кому-то деньги?" И не только деньги. Любую помощь. Что случится с тем человеком, который просит? И что случится с Вами?
Вернее, внутри Вас?
Вы пробовали не дать, не помочь кому-то?
Не назло, не из любого другого негативного посыла, а из интереса?...
Наблюдать за жизнью, ситуациями и особенно за самой собой удивительно интересное занятие.
Вобще "наблюдатель" есть внутри каждого из нас. Как и "делатель". Но мы редко "включаем" первого. Либо ситуации нужно повториться очень большое количество раз для того, чтобы "наблюдатель" внутри нас заметил что-либо. Для этого "делатель" повторяет, повторяет, повторяет из раза в раз те же самые действия, реакции, шаблоны. И не обязательно это ошибки. И не обязательно они наши. Часто происходит повторение за родителями (мамой, например, у девочек). Либо как избегание чего либо.
Спросите себя, чего именно Вы избегаете, вручая свои деньги другим людям? И слушайте ответ. Дайте ему время прийти, не отвечая из головы. Возможно, Вы обнаружите, что есть страх денег (что не удивительно при всей огромной истории раскулачивания в стране, что могло коснуться Ваших бабушек, прабабушек и таким образом проживается через Вас отказом от денег, их избеганием, поскольку Вы умудряетесь давать их именно тем, кто их не возвращает Вам).
На самом деле вариантов для ответа может быть большое множество и мне совсем не хочется предложить Вам их ради того, чтобы Вы "успокоились", узнав причину и продолжив делать то, что однозначно не меняет ситуацию.
Гораздо более ценно, если Вы продолжите наблюдать, что происходит с Вами, когда у Вас просят о помощи и деньгах. Что Вы чувствуете, когда их Вам не возвращают. Конечно же, неприятные ощущения, возможно: разочарование, гнев и другие подобные (опять же не хочу говорить за Вас. только предполагаю).Но понаблюдайте "глубже", что еще Вы чувствуете, возможно найдете неожиданные для себя откровения о чем-то вроде "как хорошо, что деньги не вернулись к Вам именно сейчас, потому что Вы могли их потратить на ненужную вещь", и даже более глубокие и более сокровенные моменты, например, Вы могли бы выглядеть лучше при наличии денег, а это для Вас непривычно или напоминает какую-то историю, когда Вы чувствовали себя и выглядели лучше...
Не хочу Вас запутать. Очень надеюсь, что через письменный ответ получается изложить и передать мысли.
На самом деле у отданных денег в долг, точно так же, как у денег, взятых в кредит, есть одно явное объяснение, к которому можно прийти в результате любых наблюдений за собой (при этом я продолжаю предлагать Вам задавать себе вопросы, наблюдать за собой).
И объяснение это звучит очень кратко: отказ жить свою жизнь сейчас. Отложенная жизнь.
Это может быть грустно, странно, некомфортно.
Но в каждом данном случае отданных денег и так же взятых в долг для психики, нервной системы жить отложенной жизнью гораздо безопаснее, чем проживать свою жизнь "по полной". Во всех ее проявлениях, красках, эмоциях, ответственности не только за большие ситуации, но так же за каждое своё слово "Да" и "Нет", за желание и нежелание жить своё "сегодня".
Вопрос очень интересный Вы задали.
Но психология так же интересна и тем, что разрешать ситуации можно как находя ответ на вопрос: "Почему?" и так же отталкиваясь от вопроса, но не стараться разобраться в причинах. А наблюдать за собой, за тем, что случится, если я попробую поступить иначе. Наблюдать, не вмешиваясь в собственные эмоции и проживать то, что будет приходить: хоть позитивные переживания в виде ликования ("Ура! у меня получилось сказать слово "Нет"), вдохновения собой, своей внутренней силой и твёрдостью, хоть непростые в виде стыда, самообвинения, тревожности и других в этом же ключе. Проживать переживания - означает продышивать их. Давать им возможность подняться и прочувствоваться, не сбегая от них, не переключаясь на фильм, вечеринку, телефонный разговор. Проживать, потому что это и есть реальная жизнь. Живая неотложенная жизнь без обезбаливающих, отвлекающих действий. Проживать каждое "Нет", даже если трудно произнести. Каждое "Я не хочу", когда внутри именно "Я не хочу". Или "Нет" ради эксперимента, ради наблюдения. Потому что по старому и прывычному для Вас что-то перестало работать. Перестало быть нормальным, устраивающим, подходящим.
Даже если кажется, что после Вашего "Нет" - пропасть.
Даже если что-то случится с тем человеком, который просит Вас о чём-то.
Зачем Вы берете ответственность на себя за то, чтобы с ним что-то не произошло?
P.s.: если не понятны вопросы, либо хотите действительно глубоко проработать свой вопрос, приходите на консультацию. Будет интересно. И встретиться с тем, что откроется, и с тем, как развернется, откроется реальная жизнь.
Но если совсем страшно начинать и что-либо менять, разрешите себе еще продолжать помогать другим. В этом так же нет ничего плохого. Ни в помощи. Ни в страхе проживать собственную жизнь. Если психика включила защитную реакцию, она знает, зачем ей это нужно. Но, возможно, есть смысл разрешить себе на какое-то время. Например, на полгода. Чтобы созреть внутри за эти месяцы для взросления, для честности и для глубины.