Как поступать, если лжёт близкий человек?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, подскажите, как поступать в случае хронической лжи со стороны близкого человека? Несколько раз сталкивалась с тем, что любимый человек говорит неправду, либо недоговаривает и пытается наврать ещё больше, чтобы скрыть свой недоговор. Как на беду, это часто случайным образом становится явным. В таком случае он перекладывает вину на других или на трудное детство. Однажды сказал мне, не думала ли я, что почему именно мне он врёт, что мне нельзя сказать правду. Я об этом думала и думаю, конечно же. Раньше меня это ужасно возмущало и я открыто выводила лжеца на чистую воду. Потом я стала прощать и стараться понимать, но след в душе остаётся. Ложь часто появляется именно там, где раньше были какие-то взаимные договорённости ( например, в интересные для нас обоих места мы ездим вместе, а потом оказывается, что человек, скрыв или что-то наврав, ездил один). Либо же ложь возникает в очень важных базовых вещах (например наличие ребёнка от предыдущих отношений). И вот теперь, после очередной вылезшей на поверхность лжи, я думаю, но ведь если постоянно понимать ложь, принимать трудное детство и стараться её не замечать, разве ты не становишься человеком, которому можно врать? И разве у тебя таким образом не отбирают право на собственный выбор (например, на начальном этапе, пока ещё не окрепли чувства, не вступать в отношения в человеком с ребёнком или тоже поехать в какое-то интересное место, не ожидая когда выпадет поехать вместе)? Я люблю человека, и частично понимаю причину лжи, но начинаю не доверять и подозревать в простых вещах, или думать, что сколько на самом деле может быть недоговорное, которые рано или поздно выползут наружу. Как быть в таких ситуациях? Спасибо.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Бакулева Елена Олеговна.
Здравствуйте, Ирина!
Когда вам говорят неправду, это неприятно, непонятно, если вы сами честны, не знаешь, что ожидать.. А если это ещё и любимый человек...неприятно вдвойне.
Ирина, самое интересное, что ему самому это неприятно, но по каким то причинам это есть в психике, и это нужно умело подмечать, не обижая.
Сами причины часто тянуться с детства, и когда человек врет, он может осознавать, может и бессознательно. Как когда то привык, как когда то ушёл от наказания, как удобнее жить и безопаснее. Виной может служить поведение родителей, которые провоцировали ложь у ребенка. И сейчас, уже будучи взрослым, это идёт по накатанной. Ещё ложь, это про недоверие, про страх разоблачения, про наказание. Если это патологическая ложь, быстро не получиться от неё избавится. Можно обратиться к психологу. Можно, Ирина, и вам помочь, нужно будет запастись терпением, так как такое поведение формировались годами, как вы описываете "В таком случае он перекладывает вину на других или на трудное детство. Однажды сказал мне, не думала ли я, что почему именно мне он врет, что мне нельзя сказать правду." вот последняя фраза говорит о том, что были виноваты, возможно, родители, или кто ухаживал, (близкие, родные люди). А теперь врет вам, считая вас тоже близкой и родной. Но там он был ребёнком. А с вами теперь уже взрослый человек, который если понимает, то можно делать шаги, чтоб говорить правду.
Ирина, что можно попробовать делать. Можно сказать, вы интуитивно уже начали двигаться в правильное русло. Не "выводить лжеца на чистую воду", а "я стала прощать и стараться понимать,".
- не уличайте, если будет очередная ложь, с позиции родителя. Можно аккуратно сказать, что понимаете, и что если соврал, ещё никак не смог справиться. Зачем то это нужно было. Включите понимание, не отчитывайте, как ребёнка.
- человек, который лжет, сам это знает (хотя это бывает и неосознанно) , но не может справиться, не добавляйте огня. Это и про низкую самооценку. Это человек, в котором маленький мальчик ждёт, что его не осудят, поймут, услышат, не наругают, простят. Ирина, можете говорить о своих чувствах "Неприятно, когда не говорят правду.."
- привычка врать чаще осознается уже после, или не осознается. То есть человек, где то может с собой совладать, а где то не понимает даже, что уже дело сделано, что уже соврал. Хроническая ложь-это болезнь. Но она лечиться, если рядом готовы помочь.
Ирина, это нелегко, и зависит от вашей готовности и терпения. Но вы не мама и папа, вы не обязаны, и это только ваше должно быть решение. Вы тоже человек, "право на собственный выбор (например, на начальном этапе, пока ещё не окрепли чувства, не вступать в отношения в человеком с ребёнком или тоже поехать в какое-то интересное место, не ожидая когда выпадет поехать вместе)?". Вы можете прямо это говорить, и если человек не собирается брать ответственность и меняется, то вы вправе это не терпеть. Только, если вы вместе выбираете справляться с таким поведением. Поговорите честно и решите. Удачи!