Как избавиться от чувства вины в смерти кошки?

Вопрос психологу:
Доброго времени суток. Вчера умерла моя идеальная, умная, кошка, шотландская, молодая, 5 лет было всего.
За 5 минут умерла от сердца (в клинике сказали, что очень похоже на это), нашла её в сарае, прибежала на звук, кряхтела, лежала, потом судороги и все, умерла у меня на руках, я ничего не могла сделать.
Я виню себя что видела иногда её одышки, когда прибегала и ложилась (думала от жары и от бега) они проходили за несколько секунд, слышала, что она периодически похрапывает по ночам, слышала иногда свист в её дыхании и при этом не пошла к врачу, все говорила себе надо свозить, но так и не свозила.
Я так понимаю вовремя бы свозила, занималась бы лечением её, она бы долго прожила.
Хотя бы позвонила ветеринару, спросила бы что это может быть, там уж точно бы ответили, что проблемы с сердечно сосудистой деятельностью, я бы побежала после этих слов.
Не могу себя простить за все это, это я своим бездействием не сберегла свое солнышко, мою мурочку. Я считаю себя виноватой. Родители говорят у неё была врожденная патология, лекарства бы не помогли, а консультант говорит, если бы вовремя обратились, продлили бы жизнь намного.
Автор вопроса: светлана Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Синицына Елена Игоревна.
Здравствуйте, Светлана!
Да, терять наших любимых домашних питомцев - это очень тяжело. Я вас понимаю и очень вам сопереживаю. Жизнь, к сожалению, часто бывает несправедлива. И иногда мы не можем исправить или изиенить ситуацию. Но вы не должны винить себя.
Вы знаете, очень часто, когда любимый питомец умирает, независимо от обстоятельств потери, чувство вины возникает, хватая нас за горло. Нам всегда кажется,что мы могли бы что-то исправить, изменить,сделать лучше, отреагировать быстрее и тд. Нам кажется,что мы сделали недостаточно, что мы могли бы не допустить этой ситуации.
Мы не можем примириться с собой, простить себя...
И когда что-то идет не так, то мы хотим знать почему.
Как это произошло? Что пошло не так? Можно ли было это предотвратить, и если да, то как? Кто ответственный? Что можно было бы сделать по-другому?
Редко мы можем признать, что нет ответов на эти вопросы.
Редко можно сказать: «никто не был виноват; это просто случилось».
Редко мы можем признать, что ничто не могло быть изменено или сделано иначе.
Эта реакция усиливается глубоким чувством ответственности, которое мы испытываем по отношению к нашим питомцам. Домашние животные занимают нашей жизни место, аналогичное тому, что занимают и очень маленькие дети: что бы ни случилось, мы несём за них полную ответственность.
И поэтому, когда что-то происходит, мы также считаем себя ответственными за это. И от этого чувства «ответственности» лишь один короткий шаг до глубочайшего чувства вины. Естественно, когда мы сталкиваемся с такой ситуацией, нам необходимо время,чтобы принять случившееся, пережить его, отгоревать. Однако, оставленная без контроля, вина может постепенно разрушать нашу жизнь.
Хотя мы не всегда можем контролировать свои чувства, мы можем контролировать, как реагировать на них.
Мы можем выбирать, контролировать эти чувства и эмоции или же позволить им контролировать нас.
Вина - не просто эмоция. По своей сути вина - это убеждение. Убеждение в том, что мы поступили неправильно и должны пострадать за это.
Единственный способ сломить это убеждение - изменить то, во что мы верим.
Вот несколько вариантов, которые помогут вам взять верх над чувством вины.
1) Понаблюдайте за своим чувством вины.
Вы обнаруживаете, что повторяете одни и те же мысли о вине снова и снова? Они не уйдут сами по себе. Вы должны выбрать, решить, чтобы они остановились.
Сначала поймайте себя на этих мыслях. Когда вы обнаружите, что бродите по этому болезненному ментальному пути, поставьте знак остановки для игр разума.
Вы можете также выбрать физическое действие, например, щелкнув пальцами, чтобы напомнить себе о необходимости изменить направление. Затем сознательно сосредоточьтесь на чем-то другом, например на своих планах на завтра.
Сосредоточение внимания на чем-то позитивном в будущем является сознательным напоминанием о том, что в вашей жизни есть ещё нечто большее, чем только одни негативы из прошлого.
2) Выберите мужество принять то, что не может быть изменено.
Само навязанное «покаяние» за прошлые ошибки ничего не даёт. Это не меняет и не компенсирует прошлое. Это просто загоняет вас в тупик. Примите, что единственное, что вы можете изменить сейчас,- это ваше будущее.
3) Выберите баланс.
Чувство вины заставляет сосредоточиться на тех временах, которые мы представляем себе как неудачные - когда мы были «слишком заняты», чтобы погулять с домашним животным, поиграть с ним или обнять его. Или когда мы не смогли во время отвезти его к врачу, обратить внимание на симптомыболезни и тд. Это ослепляет нас, чтобы увидеть объективно всё остальное время, когда мы были вместе с питомцем.
Поэтому в следующий раз, когда ваш ум погрузится в эти несчастные мысли, решите переориентироваться.
Активно напоминайте себе о хороших временах, о временах, когда вы были действительно ответственным и заботливым владельцем домашних животных. (Скорее всего, это было большую часть времени.)
4) Выберите прощение.
Прощение - это не абстрактное религиозное понятие. Это крайняя необходимость в любых отношениях.
Думайте об этом. Могли бы вы иметь отношения со своим питомцем, если бы не смогли «прощать» лужи, порванные шторы, обгрызенные вещи, разбитые реликвии? Владельцы домашних животных, которые не могут простить всё это, не выдерживают оставаться в этой роли надолго.
А можно посмотреть и под другим углом: как часто ваше домашнее животное «прощало» вас за то, что вы пришли слишком поздно, или проигнорировали его нужды?
Прощение всегда было основой ваших отношений с вашим питомцем, и теперь вам нужно сделать его основой вашего исцеления.
Каждый раз, когда вина пытается напомнить вам о какой-то вашей прошлой ошибке, признайте эту ошибку, и простите себя. Относитесь к себе с той же степенью любви и признания, что и к своему питомцу. Только тогда вы сможете снова исцелиться и полюбить.
Владельцы домашних животных, которые «не заботятся» о питомцах, никогда не будут испытывать муки вины.
Безусловно, должно пройти определённое количество времени, но не позволяйте чувству вины держать вас запертыми на протяжении всей вашей жизни.
Выберите прощение, любовь, и двигайтесь вперед.
С уважением, Елена Синицына.