Дружба с бывшей, которая меня любит.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я состоял в длительных, абьюзивных и созависимых отношения с девушкой примерно 4 года. Мы много раз сходились и расставались, почти всегда по моей инициативе. В отношениях было много абьюза с моей стороны, были измены. Последнее расставание было по инициативе девушки, она ушла к другому. Чувства ко мне у неё ещё оставались, но я не прикладывал никаких усилий, чтобы улучшить отношения (как сейчас думаю, может уже тогда я их не хотел, просто не думал об этом и не разрешал себе таких мыслей после всех уходов и измен со своей стороны; перед последним расставанием мы проводили время больше как родственники, секса не было больше года, романтики тоже) и она поступила правильно, выбрала себя и своё будущее. Мы продолжали общение как друзья, я через некоторое время принял наше расставание, закончил для себя морально наши отношения и "стал жить дальше". У неё в новых отношения были чувства и ко мне и к новому партнеру и надежды, что мы когда-нибудь сойдёмся. Я переживал за это, потому что в прошлом много раз врал/привирал ей о своих чувствах и намерениях и давал ложную надежду, чем так к себе и привязал, думаю. Я рассказал ей про это, после чего мы несколько дней не говорили, я думал что делать дальше и что может лучше для неё и проще для меня (большое чувство вины) будет прекратить общение, хоть мы и близкие люди. Мы перестали общаться по моей инициативе. Прошло совсем немного времени, у неё случилось потрясение с партнером (физическое насилие с его стороны),а я в эти дни иногда думал правильно ли я сделал, прекратив общение. С одной стороны думаю о том, что мы могли бы поддерживать связь дальше, у нас большая история общения, мы близкие люди и что если бы я смог проработать своё чувство вины, то было бы проще общаться. С другой я думаю о том, что если мы продолжим общение, то она будет страдать и зависать в прошлом, потому что ещё любит меня, а я испытываю к ней только дружеские чувства, а если прекратим, то со временем забудет и отпустит меня.
Как правильнее поступить? Попробовать возобновить общение и надеяться ждать, что её чувства ко мне пройдут и самому стараться контролировать чувство вины и негативные переживания. Или больше не общаться, чтобы она меня забыла и отпустила окончательно?
Что я упускаю в своих рассуждениях?
Также у меня с детства есть ментальные проблемы, в период с 14 до 16 лет думал, что ОКР, потом с 18 до 21 где-то было больше на ПРЛ похоже по проявлениям. В 22 было очень плохо обратился к психиатру, больше года пью нейролептики, стало значительно лучше.
Автор вопроса: Михаил Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Аржаник Анна Валерьевна.
Михаил, доброго дня.
Благодарю за Ваш вопрос.
Из описанной Вами ситуации, Вы состояли в отношениях с девушкой, как Вы пишите отношения были "абъюзивные и созависимые". Счастья, доверия, искренности, честности, гармонии в них не было. Были ссоры, измены, уходы. Вы расстались. У девушки появился молодой человек, который в отношениях её ударил. В этой ситуации Вы испытываете чувство вины, думаете, что несёте ответственность за жизнь и чувства девушки, не знаете как лучше поступить - возобновить отношения или нет. Очень похоже, что есть желание спасти сейчас девушку. Т. е. снова вступить в классический треугольник: жертва - спасатель-преследователь.
Как Вы верно подметили, чувство вины не даёт мыслить здраво, оно как туман покрывает все пеленой, в нем не видно вещей таковыми, какие они есть на самом деле. Очень важно понять, принять и осознать, что мы не несём ответственности за мысли и чувства других людей. А за чьи тогда несём? Мы берём ответственность за свои собственные мысли, чувства, решения, за свою собственную жизнь.
Чувство вины-это форма гнева. Гнев может быть направлен внутрь (аутоагрессия- я во всем виноват) или наружу (вы во всем виноваты). И та и другая форма разрушительны и нелогичны, рекомендую провести с чувством вины работу.
Разобраться со своим чувством вины может помочь книга "Хватит обвинять себя" Е. Тарариной. Полноценной консультации специалиста она не заменит, но даст понимание и возможность начальной проработки этого чувства.
Когда пелена вины уйдёт, Вы сможете здраво оценить и осознать, а что собственно сейчас происходит. А не попал ли я в этот коварный треугольник Карпмана? Только теперь с другой ролью? Не преследователя, а спасателя? Хочу ли я таких отношений? Нужны ли они мне на данном этапе моей жизни? Может я чего-то другого хочу? И если да, то чего? Какие отношения я хочу построить? Гармоничные? Здоровые? Или токсичные и разрушающие? С каким человеком? Могу ли я построить здоровые дружеские отношения с этим человеком? Что я для этого буду делать? Как я буду приближать себя к своей цели?
Так же для понимания того, а зачем я что-то делаю (возобновляю отношения, завершаю отношения) можно использовать технику "почему", чтобы выйти на истинную потребность. С какой целью я это делаю.
Например, цель: я хочу возобновить отношения с этой девушкой.
Почему?
Потому что я надеюсь, что её чувства ко мне пройдут.
Почему мне важно, чтобы её чувства ко мне прошли?
Потому что тогда она меня отпустит и забудет.
Почему мне важно, чтобы она меня "отпустила и забыла"? (почему я вообще думаю, что меня кто-то может держать?)
Потому что тогда я не буду испытывать чувства вины и обвинять себя, что она из-за меня страдает. Потому что, когда я изменял ей в наших отношениях, я испытывал чувство вины и сейчас у меня есть возможность это исправить.
Т. е. в примере мотивация (цель) не помочь девушке забыть себя, а компенсировать (исправить) прошлое, залечить свое чувство вины.
Сейчас эти отношения, которые Вы думаете Вы завершили, они не закончены. Они тянут огромное количество сил и энергии. Отношения можно считать завершенными, когда Вы чувствуете благодарность и радость к партнеру за то, что он был в Вашей судьбе и живёте своей жизнью.
Верю в Вашу мудрость и высокую осознанность (а ее у Вас очень много), Михаил, и в то, что Вы найдёте для себя наилучшее решение, проработаете свое чувство вины и построите счастливые и гармоничные отношения.
С уважением, Анна