Мучаюсь от чувства вины, что я не хочу умирать.

Вопрос психологу:
Мне всегда казалось, что я люблю свою родину (я из России). Но все, связанное с убийствами, я категорически не приемлю и не принимаю того, что происходит как с нашей, так и с другой стороны. Я хочу только одного – перемирия... Я с большим уважением отношусь к тем, кто отправился добровольцем и из своих убеждений, и к тем, кто отправился по мобилизации. Но и тех, кто уехал из страны, я не могу осуждать. Я не могу осудить того, кто пытается спасти себе жизнь.
Но недавно в интернете я беседовала с одной женщиной, которая сама инвалид, и муж у нее в возрасте, но они жаждут любыми средствами попасть добровольцами за будущее России, а всех, кто не хочет этого так же, как они, считают трусами и предателями. Еще она ссылалась на конституцию, мол, это обязанность граждан защищать свою страну. То есть «будущее России ей настолько дорого, что она с энтузиазмом готова пожертвовать ради него жизнями своей и своего мужа. Мне это сперва показалось жутким.
Однако теперь меня мучает совесть и сомнения. А что если так и нужно – стремиться на передовую из патриотических чувств, не ожидая повестки? А что если я неправильно живу, недостаточно люблю родину? Конечно, если бы меня (я военнообязанная) или моего мужа призвали, мы не стали бы от этого бегать, но никакой радости или гордости я бы от этого не испытывала, только ужас и страх.
Мне стыдно и теперь я считаю себя каким-то неполноценным человеком, ведь мне моя собственная жизнь, а тем более жизнь близкого мне человека для меня бесценны. Мне теперь стыдно просто жить мирной жизнью. Как мне избавиться от этого противоречия?
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Петрова Лариса Борисовна.
Здравствуйте, Екатерина!
Вы затронули очень серьёзный вопрос, на который Вам не даст никто чёткого ответа, думаю. Потому что каждый человек должен его найти в СЕБЕ с «учётом всех соображений», как говорил психолог, профессор Ларри Беккер. Советую почитать его историю жизни и советы, которые, быть может, Вам помогут разобраться с личными противоречиями.
А сегодня давайте сделаем так – я изложу своё видение ситуации, с учётом "моих соображений», а Вы попробуйте «наложить» на них свои рассуждения, ни в коем случае не принимая мои советы– как истину в последней инстанции.
1. Мы все сейчас оказались в кризисе. А что такое кризис? Это — переворот, переходное состояние, перелом, когда уже жизнь не может идти по- старому и нужны новые правила. Страх, стыд, тревога, злость , разочарование – это нормальные реакции на НЕнормальную ситуацию. Здесь не нужно себя винить, а надо проживать ВСЕ чувства, какие бы они не были. Нет правильного или НЕправильного проживания горя( а кризис = горе), каждый из нас должен для себя решить –в «какую сторону мне жить?».
Я придерживаюсь мудрых слов Вольтера – «думайте сами и разрешайте другим пользоваться той же привилегией». У каждого своя «карта ума» и каждый в меру способностей и желания наполняет её разными убеждениями и верованиями.
Тут надо понимать следующее. Есть круг «НЕ нашего контроля» – погода, решения властей, слова, поступки, действия, настроение других людей, а есть «круг нашего контроля» – наши личные поступки, мысли, эмоции, решения, вера во что либо.
Мы не можем заставить кого-то вести себя так как хочется нам, но вот КАК на это реагировать – тут можно и должно решать самому. Да, сейчас сложилась глобально тяжёлая ситуация. Мы не в силах её прекратить, изменить, отменить, увы, но вот как относиться К СИТУАЦИИ – это в круге нашего контроля.
Я человек , далёкий от политики и военного дела , многого, конечно, не знаю и НЕдопонимаю, нужными сведениями НЕ располагаю, но считаю, что в 21 веке можно обойтись без применения орудия и гибели людей, а все противоречия между странами можно решить с помощью санкций и дипломатии. Моё сердце плачет от боли, как и ваше , думаю, Екатерина, от того, что умирают люди и особенно дети, когда могли бы не умирать.
Ладно, предположим, я вообще «не в теме» и не понимаю чего-то главного своим «женским» умом и возникла , действительно, острая необходимость воевать одного государства с другим. Хорошо, допустим, есть политики, дипломаты, генералы и прочие авторитетные люди, которые приняли такое решение. Но в этом случае, по моему мнению, должны сражаться одна профессиональная армия против другой. Профессионалы, специально обученные люди, которые выбрали такой род занятий для себя и посвятили этому жизнь. Они знали на что шли, имеют опыт и навыки. А иначе получается, что «пироги печёт сапожник, а сапоги тачает пирожник». Ерунда, в общем- то получается. Пирог на помойку и сапог туда же.
Например, я считаю, что неплохо готовлю, могу побаловать чем-то вкусненьким близких, но предположим, меня внезапно определили на должность шеф-повара элитного ресторана, например «Метрополь». И что? Разве я могу справиться с этим? Нет, конечно! Всё, ребята, «тушите свет», посетители разбежались, на заведение можно вешать амбарный замок. Понимаете, о чём я говорю? В любом деле, чтобы его качественно выполнять – нужна должная подготовка и навыки.
Как и профессионально готовить, воевать- надо уметь!
Считаю, что это как раз суперправильно, что у человека в случае реальной опасности для жизни включается инстинкт самосохранения!
«Моя собственная жизнь, а тем более жизнь близкого мне человека для меня бесценны» – согласна! Я разделяю ваши убеждения на 100 % и не считаю себя в этом смысле неполноценным человеком. Наоборот, ценю свою жизнь, данную мне Богом и я не имею право разбрасываться ею бездумно. Тем более если никакого проку от этого не будет и моя жертва бессмысленна.
На семейном домашнем совете мы решили, что мужчины моей семьи – «никуда не едут» и точка, независимо от того, принесут повестку или нет. Потому что нет у них умения воевать и есть намерение ЖИТЬ и быть полезным для страны и общества в других сферах. Мы готовы принять все соответствующие за этим « санкции». А если у Бога другие планы, то значит так тому и быть, но внутреннее решение – принято!
« Я с большим уважением отношусь к тем, кто отправился добровольцем и из своих убеждений, и к тем, кто отправился по мобилизации» – да! И я отношусь с большим уважением. Это их выбор и это они ТАК для себя решили из своей «карты» ума. Я позволяю другим людям действовать в соответствии со своими убеждениями, но я НЕ позволяю им навязывать МНЕ их. Я не позволяю людям проникать в мою энергетическую систему с «террористическими целями». Понимаете? «Меня мучает совесть и сомнения» – надо хорошенько подумать– ПОЧЕМУ это Вас мучает? Меня – не мучает, потому что я имею свою чёткую позицию и себя за это уважаю. И если даже кто-то меня называет нехорошим словом – я это точно переживу , у меня есть дела поважнее. Уж простите, что я не соответствую вашим ожиданиям!
2. «Нам не стоит покорно по жизни идти по указанным КЕМ-ТО местам» – как мудро поёт Газманов. Я не знаю, во что верите Вы, но я верю в то, что у каждого человека своя Программа жизни на земле. Жизнь- это школа для души, где занятия индивидуальные и экзамены у каждого свои. Не спишешь и не обманешь. И жизнь нам дана вместе с индивидуальным планом на неё - от Бога. Не мы сами себя родили и создали. У каждой души есть свой личный опыт проживания жизни на земле. Жизнь каждого человека трагична, с этим трудно спорить – потеря близких, разводы, болезни, безденежье и т.д. – всего не перечислишь. Но понимаете, в чём дело, не может каждая отдельно взятая душа пережить ВСЁ горе на свете, поэтому есть такое понятие, как «коллективный опыт» душ. Это именно про то, когда массово гибнут люди в войнах, авиакатастрофах, стихийных природных явлениях и т.д. Эти тысячи , а иногда и миллионы душ ДОЛЖНЫ погибнуть. Это – замысел Божий, очевидно, и эти люди ( вернее души) его исполнят. Это – их предначертанный опыт и не стоит залезать в дела Божьи. НО!
«А что если так и нужно – стремиться на передовую из патриотических чувств» – тут надо каждому для себя понимать значение слово «патриотизм» и зачем куда то стремиться. Чтобы что? К слову «патриотизм» у меня другие ассоциации (свобода высказывать своё мнение, быть востребованным человеком в своей стране, иметь возможность достойной жизни и т.д) , а не просто «умереть за компанию» – во первых . Так как я ценю свою жизнь и жизнь своих мужчин( мужа и сына).
Во-вторых , я не вижу на сегодня реальной угрозы и опасности для своей страны с учётом МОИХ соображений, конечно.
А что для Вас , Екатерина, значит «патриотизм»? Почему ваше понимание должно соответствовать навязанному кем-то? Что говорит ваш ум и почему Вы ему не доверяете?
«А что если я неправильно живу» – судьёй вашей жизни, как и каждого человека является Господь( Высшая сила- как кому удобнее), а уж никак не та женщина в интернете и ей подобные, с которой Вы беседовали. Не надо быть жертвой других.
3.« Мне теперь стыдно просто жить мирной жизнью» – не стоит обесценивать свою жизнь, Екатерина! Нам по любому перед Всевышнем нужно будет предоставить отчёт за потраченную жизнь . Время никого не ждёт и неправильно ставить жизнь на паузу. Надо жить!
Делать правильные шаги и вырабатывать новые правила жизни. А деваться некуда!
У каждого что-то «выбито» из под ног. Сбиты ориентиры, привычный образ жизни нарушен. Но любое проживание горя (кризиса) нужно начинать с оплакивания того, что потеряно и принять ситуацию так как есть, а не так как бы нам хотелось. Нужно учиться воспринимать мир по новому. Да, горько, но надо признать – как было, по старому – не будет. Этап неопределённости всегда есть в любом кризисе и его надо пройти.
Есть знаменитое наблюдение психолога Виктора Франкла, прошедшего концлагерь, когда он оказался в ситуации ограниченной свободы и отсутствия выбора в суровых условиях: « Первыми сломались те, кто верил, что скоро всё закончится. Потом те – кто не верил, что это когда то закончится. Выжили те, кто сфокусировался на своих делах, без ожиданий того, что ещё может случиться».
Согласитесь, что у нас больше поле деятельности, чем у Виктора в немецком концлагере ?
Да, придётся серьёзно пересмотреть стереотипы восприятия – с кем вести разговоры, общаться, кого -то надо исключить из круга общения, а кого-то наоборот впустить. Сейчас наступило время, когда нужно искать свою «стаю» – близких по ценностям и убеждениям людей. Лучше провести время в одиночестве за каким либо творчеством или чтением, чем сливать свою энергию на переубеждение кого-либо. Не надо ни с кем спорить и что-то доказывать, Екатерина. Ищите людей-единомышленников , близких по духу и ценностям и они обязательно проявятся в поле вашей жизни.
В условиях реальности надо сузить горизонт планирования. Это обязательное правило– ставить краткосрочные цели с учётом опять же «всех соображений». Но и долгосрочные цели остались! Забота о своём здоровье, саморазвитии – это можно планировать на всю жизнь.
Написать список того, что «я могу контролировать и буду это делать». Спорт, творчество, музыка, украшать дом, делать ремонт, посещать музеи, выставки – это нужно делать и это совсем не «пир во время чумы», а совершенно нормальная человеческая жизнь.
Не надо на себя брать лишней ответственности и взваливать на себя вину за всё, что происходит в мире и вокруг. Лучше взять ответственность за помощь своим близким, детям, животным. Кто накормит мою кошку ( погуляет с моей собакой), если не я? Кто подарит новогодний подарок моему очаровательному племяннику, если не родная тётя? Наоборот, думаю самое время проявить усиленную заботу о своих близких и себе – это как раз будет целительным для нас в условиях прохождения кризиса.
Не западать в излишние страдания, а искать свои опоры и ресурсы, двигаться ЧЕРЕЗ настоящее в будущее, так как другого пути нет.
Закончить хочу словами апостола Павла из Библии . Как он говорил ( простите, дословно не помню ): «поплачьте с плачущими, но и умейте порадоваться с радующимися».
Берегите себя и близких, Екатерина!
Дополнительную консультацию вы можете получить также по почте [email protected] или по ватсап +79502475881 С уважением, Лариса Петрова