Испытываю тревожность за младших сестер.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Анастасия, мне 21г. В последнее время испытываю чувство вины и тревоги, особенно по ночам. Я сама из деревни, из многодетной семьи (3 сестры и брат). Уехала в город, поступила в университет, после 1 курса начала работать, т.к. финансово меня особо не поддерживали. Сейчас учусь на 4 курсе, продолжаю работать, но в последнее время испытываю тревогу за младших сестер, что им скоро заканчивать школу и также поступать, переживаю о их материальном благополучии, т.к. сама этого не получала. Также переживаю как они сейчас и хватает ли им денег. Испытываю чувство вины, что не могу им помогать финансово, потому что сама зарабатываю не очень. От матери периодически слышала как она жалуется, что не хватает денег "надо это, надо то" . И мне становится некомфортно из-за этого, но ещё больше тревожно именно за сестер, что я им не в состоянии помочь, не сплю по ночам из-за этого, плачу и переживаю не знаю как быть. Мать работала много лет, сейчас по состоянию здоровья не может, работает только отчим
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Романов Олег Анатольевич.
Здравствуйте Анастасия.
Давайте вместе подумаем над Вашим запросом.
И так основная проблема, где может быть полезен психолог, это вот здесь: "В последнее время испытываю чувство вины и тревоги, особенно по ночам". Вопросы следующие:
1) А за что именно Вы испытываете вину?
2) Что именно вызывает тревогу?
Казалось бы ответ есть в вопросе, вот тут "Уехала в город, поступила в университет, после 1 курса начала работать, т.к. финансово меня особо не поддерживали. Сейчас учусь на 4 курсе, продолжаю работать, но в последнее время испытываю тревогу за младших сестер, что им скоро заканчивать школу и также поступать, переживаю о их материальном благополучии, т.к. сама этого не получала." Однако Ваша ли это зона ответственности? Учитывая, что каждый из нас приходит в этом мир, что бы получить свой персональный опыт... Вы свой вполне успешно проходите, однажды придет время вступать во взрослую жизнь, вашим братьям и сестрам...и увы, Вы не можете пройти этот путь за них...Я не говорю сейчас, что не надо помогать близким, конечно надо, на то они и близкие... Но истязать себя виной и прочими разрушительными чувствами, так себе стратегия помощи близким... Им от этого не легче, а Вам только хуже.
И вот этот пункт, тоже пожалуй отмечу:
"Испытываю чувство вины, что не могу им помогать финансово, потому что сама зарабатываю не очень". Было бы вполне объяснимо, если бы Вы жили в избытке, жировали, прожигали жизнь, и при этом не помогали близким, тут какое-то чувство вины, вполне резонно, хотя в природе таких людей его обычно нет. А в Вашем случае, когда Вы по сути выживаете в чужом городе, учитесь и работаете одновременно, на чем основано чувство вины? Если это какие-то мысли типа: " Я могла бы устроиться на 2 или 3 работы, и помогать сверх своих возможностей, но я выбрала себя, помогаю по возможности и чувствую себя в этой связи виноватой, что не делаю больше чем могу?... Вряд-ли такие мысли делают вашу жизнь лучше, совершенно точно, они никак не улучшают положение ваших близких, и по сути от них больше вреда, чем пользы... (В общем гоните эти мысли в шею))). Ну и традиционный совет психолога, если не получается решить свои проблемы с мыслями и эмоциями. самостоятельно, добро пожаловать в терапию...