Удовольствие от негатива окружающих в мою сторону.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Не знаю как точно сформулировать, так что надеюсь, что поймёте. В последнее время стала за собой замечать, что получаю удовольствие от льющегося негатива в мою сторону. Это могут быть различного рода оскорбления, даже за спиной, поведение человека по отношению ко мне. Но это только в том случае когда я сама провоцирую на это. Если я со своей стороны по отношению к человеку ничего не сдала, а человек чем-то недоволен, появляется дискомфорт, обида. Раньше пыталась всем угодить, была хорошим ребенком. Порой и сейчас такое происходит.
Не могу себя назвать конфликтным человеком. Не люблю их и всегда пытаюсь избегать. Могу спокойно назвать себя "мерзкой тварью" или чем-то подобным, и получать удовольствие в наблюдении людей, негативно и с осуждением реагирующих на данное высказывание. Но и цепляю я не всех подряд. Ещё не поняла как, но выбираю по каким-то параметрам. Недавно зацепила девушку, в ней я почувствовала подхалимство. Но не все мои жертвы связаны этой чертой.
Возможно я усложняю себе жизнь. И как с этим бороться не знаю. И стоит ли. И в чем может крыться причина данного поведения ?
Автор вопроса: Маргарита Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Черемухина Алина Михайловна.
Здравствуйте, Маргарита.
Ваша история вызвала у меня много вопросов. Попробуйте ответить на них самой себе. Возможно, это поможет вам разобраться в ситуации.
Первое, о чем я бы хотела у вас спросить, - это почему вы решили обратиться к психологу? Чем вам мешает описанная проблема?
Вы спрашиваете, в чем может быть причина такого вашего поведения. Смею предположить, что интересуетесь вы этим не просто так, а хотите изменить положение дел.
Интересным мне показался тот факт, что вы получаете удовольствие не от любого негатива в вашу сторону. Для вас важно, чтобы этот негатив был "спланирован" вами. Когда вы специально ничего плохого не сделали, но вами не довольны - вам неприятно, обидно. Почему? В чем для вас разница в этих двух ситуациях?
Может ли это быть как бы предвосхищение результата взаимодействия с окружающими? Я имею в виду такую логику:
«Если я покажу себе с плохой стороны - я получу негатив в ответ, потому что Я так себя показала, а не потому что я плохая.
Если я покажу себе с хорошей стороны, я могу получить негатив, и его уже никак объяснить будет нельзя.»
Насколько вам это близко?
Также любопытно как вы относитесь к позитивной реакции на вас? Что вы ощущаете, когда вас хвалят, положительно о вас отзываются? Часто ли такое случается?
Маргарита, вы пишете, что раньше пытались всем угодить, были хорошим ребенком. Кому вы пытались угодить? Как давно это было? Почему вы перестали придерживаться этой стратегии поведения? Правильно ли я понимаю, что, когда вы прекратили попытки угодить всем, вы стали намеренно вызывать у окружающих недовольство?
По вашему рассказу складывается впечатление, что вы и сама к себе относитесь негативно. Вы называете себя "мерзкой тварью" и наблюдаете за реакцией окружающих. Прислушайтесь к своим ощущениям. Какой реакции на такие слова о себе вы хотели бы на самом деле?
Попробуйте похвалить себя за что-то, необязательно за какое-то масштабное свершение. Попробуйте сначала сделать это с собой наедине (хорошо это делать вслух), а потом "при свидетелях". Обратите внимание на свои ощущения. Непривычно? А что еще?
Попробуйте хвалить себя за что-то каждый день. Отслеживайте свои эмоции, которые возникают в ответ на похвалу. Постепенно усложняйте себе задачу.
"Марго, ты молодец!"
"Марго, ты молодец: справилась с этим!
"Ты классно справилась с этой задачей! Молодец!"
Надеюсь, что отвечая на мои вопросы, вы поймете о себе что-то важное и полезное.
Вам на почту я отправлю техники, которые помогут вам больше разобраться в проблеме и продвинуться в ее решении. Вы большая молодец, что пытаетесь решить беспокоящий вас вопрос! Я желаю вам удачи!
С уважением, психолог Алина.