Решила поставить точку в дружбе. Правильно ли сделала?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Хочу узнать мнение со стороны, правильно ли я поступила? Дружили с подругой много лет. Я замужем, она разведена, много лет одинока, иногда бывают отношения с мужчинами, но они не серьезные, ею пользуются и бросают. Но в этом, думаю только ее вина. Она либо от этого за столько лет стала злой, либо она только мне эту злость показывала по непонятным мне причинам. Я давно заметила что в нашей дружбе что то не так, но особого значения не придавала, ссылаясь на то, что у нее просто нет настроения. Но моя мама мне как то сказала что это может быть зависть. Так как при общении с другими людьми она белая и пушистая, улыбка до ушей, а когда она со мной, она ведёт себя так, как будто она лидер в наших отношениях, часто делает вид что не замечает меня, ну короче, как я сейчас поняла, у нас была не дружба а соперничество, но это всё с ее стороны, она навязывала мне чувство вины, я всегда боялась ее обидеть и т.д. Даже за купленную себе новую одежду Я чувствовала себя перед ней виноватой. Потому что я видела ее взгляд при этом. Я заметила то, что когда мне хорошо или кто нибудь для меня что то хорошее делает или подарки дарят или я новую вещь себе приобрела, у нее портилось настроение, а когда у меня были мелкие неприятности или меня отчитал начальник на работе, Я заметила сдержанную улыбку и удовольствие на ее лице. За всё время, пока я наблюдала за ней, за ее поведением, как она относится ко мне и к другим, я многое поняла, сделала выводы. Я поняла что это псевдоподруга, что она недоброжелательна ко мне, манипулирует мной. Я помню как всегда подстраивалась под ее настроение, она одним взглядом или тоном могла испортить мне настроение на долго. Я поняла что человек мной пользовался и что дружбы никакой не было с ее стороны. Потом я начала замечать как ее лицо менялось когда она меня видела, это было холодное, злое лицо с глазами полными какой то неприязни или ненависти, мне конечно было очень неприятно от этого взгляда, она вела себя так, как будто я в чем то перед ней провинилась, будто моя вина в том, что у нее что то не ладится в жизни, как будто я ей чего то должна. Как то я решилась с ней поговорить, разобраться в чем же дело, почему она себя так ведёт, чем вызвано такое поведение, чем я ее могла обидеть и если неосознанно обидела как то, я попросила у нее извинения несколько раз, но она сказала что все нормально, что мне всё показалось, а поведение ее никак не связано со мной, а это от того что у нее свои мысли и проблемы, и просила больше не подходить к ней с этим вопросом. Но продолжала себя так вести именно со мной, а с другими всегда приветлива и дружелюбна, улыбчивая. А как меня увидит взгляд как у ведьмы из фильмов ужасов. Через некоторое время я опять спросила чем я ее обидела, и снова попросила извинения, но она снова сказала что все в порядке. И само собой как то так получилось что я от нее отдалилась, мне было неприятно больше общаться и делать вид что всё нормально, притворяться я не умею. Наше общение сошло на нет. Хотя мы работаем в одном месте. Мы только по утрам здоровались и по вечерам прощались и всё. Я прекратила видеться с ней в обеденный перерыв. Потому что мне было неприятно находиться с ней рядом. А потом так пошло, что и на приветствие мое она отвечала молчанием, и так несколько дней подряд, я так решила что раз мой привет не нужен, то и пока можно не говорить. И вообще перестали разговаривать. Но я поняла что за все время, только я к ней обращалась с вопросом что же случилось и с извинениями, а она ни разу. Ей было легче не общаться, я поняла что все это время она подругой лишь притворялась, а сейчас этого делать не приходиться и она показала себя истинную. Я все профильтровала и пришла к выводу что мне эта псевдодружба не нужна. В последнем с ней разговоре я помню как она сказала что я ее ничем не обидела, никакой обиды нет, если бы была, то она бы мне сразу же сказала бы об этом в лицо. Это было 3 месяца назад. 3 месяца мы с ней ходили молча как чужие и по ее взгляду ещё и как враги. Вчера я ей написала сообщение, где сказала что я делаю шаг назад, и хочу расстаться с ней по человечески, без ссор и обид. Что желаю ей только хорошего и надеюсь что и она мне плохо не желает. Что отношения не вечны, что люди меняются и чтоб каждая из нас жила своей жизнью и пожелала ей всего хорошего, на что она мне ответила что она на меня сильно обижена и якобы я не помню своих слов, которыми я ее обидела))))), хотя Я измучила себя догадками, но ничего такого я не вспомнила чем же я могла обидеть так, что можно было сразу отвернуться без объяснений и не разговаривать месяцами. Хотя если вспомнить все что она говорила и делала, я ведь не обижалась, хотя можно было и не раз. И мне стало смешно от того, что этот человек решил сказать мне это только после того, как поняла что я ставлю жирную точку. И смешно от того, что я столько раз просила извинения если обидела чем то, но человек столько же раз говорил что всё хорошо и обид нет. Но я на ее сообщение не ответила, потому что я заранее много раз извинилась и больше не собираюсь этого делать, да и ничего такого не было чтоб я сто раз извинялась или в ногах вымаливала прощения. Но я всё ей сказала и менять решения не стану. Я поставила жирную точку. Хочу узнать мнения со стороны.
Автор вопроса: Марина Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Абдулина Юлия Александровна.
Здравствуйте, Марина!
Дружба – это отношения двух равных партнеров, она преимущественно предполагает равный обмен поддержкой, помощью, интересными и ценными идеями, совместным времяпрепровождением и пр. и в идеале каждый из друзей получает хорошее от дружбы. Понятно, что в течение жизни бывают разные ситуации: иногда у кого-то жизнь складывается так, что он не может помочь другому, а сам очень нуждается в поддержке, но через какое-то время ситуация может поменяться на противоположную – и это все равно, в целом, равные взаимоотношения.
Однако, в жизни часто все складывается иначе: кто-то дает больше, чем берет или может взять, кто-то «злоупотребляет» другом. Отношения могут быть, если так можно выразиться, перекошенными. И здесь тоже все бывает по-разному: кого-то это устраивает, и такая дружба длится годами, а кого-то это не устраивает, и он прекращает дружбу. Как именно поступить в каждом конкретном случае, выбирает сам человек. Это целиком и полностью его выбор и его решение. Наверное, главное – это разобраться для себя, по какой причине Вы разрываете старую дружбу, нет ли Вашей вины в его таком отношении к Вам, которое Вам не нравится. Чтобы понять это окончательно, я бы рекомендовала Вам выделить время, когда Вас никто не будет беспокоить и поискать ответы на вопросы:
- Что плохого я сделала …(ее имя)?
- А всегда ли она так вела себя? Если не всегда, то в какой момент это началось? Что предшествовало этому в ее жизни? в вашем совместном общении?
- А как Вам кажется, почему именно в Вами Ваши подруга ведет себя так, а с другими людьми – иначе? Почему она не позволяет себе такое поведение в отношении других людей?
Ответы на эти вопросы помогут Вам понять, была ли Ваша вина в чем-то или поведение Вашей подруги обусловлено сугубо ее особенностями, и то, насколько правильно Вы поступили в сложившейся ситуации.
С уважением,
Юлия