За последние года я стала очень агрессивной и не знаю что с этим делать.

Вопрос психологу:
Добрый день. Я всегда была отстраненным ребенком. Держалась подальше от больших компаний и предпочитала уединение с куклами, или время с мамой, чем мероприятия и елки в школе. Мне с детства они казались глупостью. Я все равно в них участвовала - театральная студия, главные роли были моими до 9 класса, пока я не ушла из студии. После 10 класса я перестала заниматься таким и пошла в то, что мне нравилось. Индивидуальные виды спорта. Бег/Велосипед/Лыжи - там ты зависишь только от себя и можешь посвятить время себе и своей голове. Профессию я выбрала тоже соответствующую своим желаниям - я работаю из дома и провожу время с родителями, собакой, которой я отдаю всю свою душу. Семью люблю - они мой главный антистресс. Я всегда была положительным человеком с чувством юмора, не смотря на мою закрытость люди ко мне тянулись и чувствовали доброту и оптимизм. Я умудрялась отшучиваться от глупостей, всегда была уверена в своем мнении и своих решениях.
Но после своих 25 я стала очень раздражительной. Мне не нравятся люди вокруг. Каждый вопрос я воспринимаю в штыки. Могу привести в пример несколько ситуаций,
-знакомства с мужчинами, - мне не нравится их каждый вопрос. "кем ты работаешь? сколько получаешь? тебе на жизнь хватает?" - я агрессивно отвечаю на такие вопросы, потому что я устала от мелочности таких мужчин. я больше не могу воспринимать их с юмором и отшучиваться, уже настолько надоело, что сил нет.
-друзья и общество. - мне тоже стало тяжело воспринимать людей, мы собирались компанией сброситься на подарок - и девочки загнули бешеные деньги на вещь не качественную. и я всю ночь не могла заснуть, переживала что они это выбрали, что я не хочу быть частью такого подарка. но при этом я переживаю что отхожу от половины компании - и говорю что я пасс в подарке такой вещи за такие деньги. я не против подарить подарок за такие деньги если он будет соответствовать качеству и месту.
- я очень болезненно воспринимаю многие вещи. я договаривалась ехать на выходные в другой город с компанией, в итоге они кинули меня и вторую девочку - взяли деньги и поехали без нас. я постоянно ищу какую-то внутри в себе, занимаюсь самокопанием и не могу спать задавая себе вопрос почему мне так не везет? я ли как то не так поступаю? почему человек так поступил со мной?
плюс я сейчас постоянно зачем-то доказываю свою позицию и часами могу доказывать ее и показать человеку что ОН не прав. Хотя я не знаю даже зачем мне это. пусть думает как хочет. каждому свое, но нет мне надо доказать.
как это все научиться останавливать? свою агрессию, свою негативную реакцию? свою озлобленность? Я из-за этого сижу на снотворных уже пол года, потому что ночью не могу все это оставить в стороне.
Автор вопроса: Мария Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Клещенок Анастасия Олеговна.
Мария, здравствуйте.
Благодарю за Ваше обращение, за смелость написать о себе. Попробуем разобраться, что может скрываться за этим.
Вы пишете о том, что в 25 лет стали более раздражительны, стали многое воспринимать в штыки. Как считаете, с чем связан это период? Что начало происходить? На сколько я поняла, Вы живёте с родителями. Планируете ли Вы отделиться от них? Как вам живётся вместе с ними, какие у вас отношения? За раздражительностью может скрываться много всего, особенно в нашем бессознательном (в психике). По идее, Вы находитесь в том возрасте, когда нужно проживать свою жизнь, самостоятельную. Это, безусловно, только Ваш выбор. Но у меня есть какое-то ощущение, что есть вопросы, связанные с родителями (могу ошибаться, это всего лишь мои догадки, не более того).
Любопытно, почему Вас раздражают вопросы, которые задают мужчины. За этим тоже может что-то скрываться. А как у Вас отношения с мужчинами складываются вообще? Они все Вас спрашивают о том, сколько Вы зарабатываете, или это какие-то единичные случаи? Раздражительность может быть связана, как с особенностями Вашей психики (и личности), так и с тем, что внутри Вас накопилось много невыраженных чувств и Вы сейчас таким образом предпочитаете защищаться от мира. Мы живём и так или иначе строим отношения с социумом, и почему-то Вам не хочется с людьми быть ближе. Здесь я бы поисследовала, что внутри Вас, какие чувства помимо раздражительности. Очень похоже на пассивную агрессию (я могу здесь ошибаться, недостаточно данных для анализа). Пассивная агрессия- это про невыраженную, непризнанную агрессию. Когда чувства не находят выхода, человек начинает выражать это пассивной, то есть незаметно (реакцией на окружающих, которая может проявляться: сарказмичными шутками, язвительными комментариями, ответами в стиле: что вы ко мне все привязались) Каждый случай индивидуален в этом плане. Вы пишете, что можете доказывать человеку, что он не прав очень долго. А есть результат какой-то от этого? Что Вам даёт доказательство того, что другой не прав? В споре не бывает победителей. Интересно было бы здесь тоже поисследовать, как Вы проявляетесь в жизни. На сколько важны Вам конфликты и споры и сколько их в Вашей жизни. История с подарком: здесь можно не опираться на других друзей, а подарить что-то своё, если тот вариант не нравится. Здесь так же будет важным учесть, на сколько важно для Вас их мнение и какие у Вас с ними отношения, когда вы не собираетесь на подарки, а просто проводите время вместе.
Ещё Вы задаёте вопрос: почему люди так могут поступать. Здесь мы с Вами не можем знать, что в голове у другого человека, это можно только спросить у тех самых людей, для этого нужно иметь смелость быть собой и не бояться того, что обо мне подумают другие люди. Просто спрашивать: почему вы так поступаете? Я Вас именно поэтому спросила чуть выше, на сколько их мнение о Вас для Вас важно, и какие у вас отношения в обычном режиме, это очень важные моменты. Чтоб получать ответы, нужно научиться быть честными с собой и уметь услышать даже самые неприятные вещи на свой счёт, уметь расставаться с людьми, которые поступают как-то не так, как хотелось бы. Но, как хотелось бы, нужно уметь озвучить. Ещё задавать себе вопросы не про то, что Вы что-то заслужили такое нехорошее в своей жизни (Не в коем случае Вы ничего не заслужили). А вопрос задать: почему рядом со мной такие люди, почему я разрешаю так к себе относиться. И пробовать искать ответы на эти вопросы.
С агрессией надо работать. Её надо в начале увидеть в себе и признать. Она всегда не просто так. Без агрессии наша жизнь невозможна. Немного расскажу, поясню. Возможно, что-то новое сможете для себя открыть.
Без агрессии невозможна эволюция. Она в основе всего живого мира лежит. И является основным социализирующим фактором. Не агрессивных людей не существует. Поэтому у меня всегда вопрос, когда человек говорит о том, что он очень добрый и хороший, чего он боится? Сказать/признать, что он может быть плохим? Тогда его не примет общество (мама или папа). Человеку очень сложно признать, что он может быть злым и агрессивным, это значит признать свою плохость в том числе. Жизнь сама по себе агрессивный процесс. Где есть движение, там всегда будет агрессия. Например, В детстве у нас был импульс, было какое-то желание и нам стукнули по лбу, это движение затормозилось. А затормозилось оно где-то в теле, например комом в горле. Когда мы не можем говорить, когда мы не можем выражать чувства свои. Человек, который тормозит агрессию, подавляет её, не живёт своими желаниями- то есть не живёт. А если человек не живет своими желаниями, то он существует. Агрессия- стремление двигаться наружу, проявляться, захватывать, присвоить себе свою силу. Чтоб что-то иметь, важно двигаться
Агрессия не нуждается в выражении, она в принятии нуждается
Как только мы разрешаем внутри быть этой агрессии, мы ее принимаем. А выражаем мы ее деструктивно тогда, когда она нуждается в принятии.
Разрешить себе агрессию, значит разрешить себе жить.
Агрессия всегда направлена на кого-то, но поскольку на маму злиться нельзя, буду злиться на себя или на окружающих. Вы пишете про раздражение, постоянное, оно всегда с чем-то связано. Нужно взять ответственность за свою агрессию. Человек может быть тираном, садистом, а внутри думать о себе, что он мягкий и пушистый (это пример), это про непринятие своей агрессии, потому что если ее принять, это значит признать, что я агрессивен. А если я агрессивен, я плохой. Хорошие мальчики и девочки они не сексуальны, и не агрессивны. Человек не может соединить это все в психике, потому что сложно быть и плохим и хорошим. Когда в психике сформировано: мне надо быть хорошим, чтоб не расстраивать, к примеру, маму, то сложно будет признать и приянть, что у меня есть другие чувства и что вообще-то я могу быть агрессивной. Задача научиться принимать агрессию и научиться с ней быть. Это не значит, что бросаться на каждого второго, это значит признать, что я агрессивная. Я могу испытывать эти чувства. Но, это конечно, если хочется разбираться с этим. У нас есть желания, мы их можем подавлять, либо ждем, что кто-то нам на блюде что-то принесет, догадается о наших чувствах, о желаниях. Это как пример с друзьями может быть, чтоб начать говорить о себе и своих чувствах, надо дружить с агрессией своей, и не бояться того, что обо мне подумают. Обида является не зрелой агрессией. Мы обижаемся на людей как на родительские фигуры. И за всем этим всегда есть неудовлетворённые желания.
Рекомендую поработать с принятием агрессии. Возможно поработать со специалистом, если нет возможности, читать литературу, желательно научную на эту тему. Изучать вопрос изнутри. И работать со своим чувствами, учиться принимать их все, а не только себя хорошую и добрую.
Надеюсь мой ответ даст Вам какие-то подсказки. Желаю Вам удачи в поисках себя. С уважением, психолог Анастасия Клещенок.