Токсичная дружба, сильно выраженная пассивная агрессия на постоянной основе.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Дарья. Я заканчиваю школу. У меня есть подруга, моя одноклассница, зовут Анастасия. Общаемся с 4 класса, в общем восьмой год уже. Начну по порядку. С 7 класса наша дружба стала как бы тяжёлой, частые недопонимания. Она начала соревноваться со мной в учёбе, перестала радоваться моим успехам, и в целом забыла, что я тоже существую, потому что все темы вертелись вокруг неё, я даже слово про себя вставить не успевала. Был период, когда я год с ней не общалась: я просто ушла, перестала писать, перестала проявлять инициативу и извиняться за все первой, в общем гордость включила. Весь этот год крутила всю ситуацию в голове, все плохие моменты забылись, начала думать о всем хорошем (хорошее, на удивление, было), что произошло в нашей дружбе. Ну и спустя год сдуру опять начала общаться, хотя видела, что ей и без меня неплохо, в одном классе учимся, наблюдала за её поведением. Возобновили общение, всё было нормально и даже хорошо первое время. Ну и вот сейчас в 11 классе, скоро выпуск, дружба с ней тяготит меня как никогда раньше. Она стала обижаться на всё подряд, хотя мне кажется, что это больше уже как манипуляция. Если честно, я даже не знаю, как ее бзики описать словами... Если у неё что-то идёт не так, то страдаю я. Она просто перестаёт общаться, цокает на мои попытки проявить инициативу. Пример: недавно писали пробный экзамен по русскому языку, так вот мне вариант попался легче, чем у неё. Ну и конечно же она на меня обиделась, при том, что я вообще никак не могу повлиять на то, какой мне попадётся вариант! Она перестала со мной разговаривать, стала закатывать глаза и играть в молчанку. Если у меня не получалось решить задание, то она нарушала молчание и говорила, мол, "Господи, что здесь сложного, вот у меня...". Ну и конечно же она не радуется моим успехам, говорит только о себе и самое важное, о чем я забыла упомянуть, это очень заметная и сильно выраженная пассивная агрессия на постоянной основе. Честно, я очень устала от неё, от этой дружбы, до сих пор виню себя за то, что спустя год разлуки решила вернуться к ней, наступила на те же грабли. У меня есть замечательная девочка-одноклассница, мы часто переписываемся, но не дружим, скорее очень хорошее товарищество. Так вот, она ежедневно смотрит на отвратительное и я бы даже сказала постыдное поведение моей подруги. Говорит мне, что это ужасно и что я должна прекращать этот кошмар, перестать за ней бегать (поясню: когда Настя обижается, я хожу за ней, стараюсь выяснить, что не так, поддержать, если обижается ни за что. Тоже сильно от этого устаю.) Я и сама понимаю, что приятельница права, нужно эту дружбу прекращать, но осталось 2 месяца доучиться и выпускной, расходимся в разные учебные заведения. Но ни с кем в классе больше я не общаюсь, та одноклассница со своей подругой сидит, а перспектива быть два месяца одной меня не радует, так как мне нужно общаться. Настя бывает нормальной, но это редко, в основном вот эта токсичность от неё исходит. Планирую уже доучиться и разорвать с ней все связи, написать как бы прощальное сообщение, где объясню все причины, чтобы не уходить молча и чтобы она хотя бы поняла, что с ней не так. Хочу узнать у вас, как вообще эта ситуация выглядит со стороны, как её видите вы, 3-е лицо? И что мне вообще делать? Разговаривать с Настей бесполезно, я пыталась, указывала на то, что такое отношение мне неприятно, но она и на это обижается, так что это дохлый номер. Возможно вообще такие взаимоотношения назвать дружбой? (За себя скажу, что я всегда радуюсь за неё, поддерживаю и никогда по пустякам не обижаюсь). Просто хочу узнать, как мне вытерпеть эти два месяца... или вообще не стоит, бросить ее уже сейчас? Она буквально все силы из меня вытянула. Знаю, что выгляжу глупо и не уважаю себя, когда бегаю за ней. Мне просто безумно обидно, что со мной так обращаются, а я позволяю и не пресекаю это. Не то что бы я сильно себя жалею, но я действительно хороший человек, мне кажется, я заслуживаю хотя бы одну хорошую подругу, которой я буду небезразлична. Я даже на выпускной отказалась ехать, лишь бы поскорее перестать с ней общаться. Если вас заинтересовала моя ситуация, буду благодарна за ответ!
Автор вопроса: Дарья Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Фулапова Екатерина Алексеевна.
Здравствуйте, Дарья.
Я сожалею, что вы сталкиваетесь с такой неприятной ситуацией. Взаимоотношения с токсичными людьми могут быть очень трудными и вредными для вашего эмоционального и психологического благополучия. Вот несколько советов, которые могут помочь вам справиться с такой ситуацией:
1. Установите границы: Важно установить границы и не позволять этой однокласснице вторгаться в вашу личную сферу. Определите, что вы готовы терпеть, а что нет, и настаивайте на своих правах.
2. Избегайте конфликтов: Пассивная агрессия может быть сложной для прямого конфронтации. Постарайтесь избегать конфликтов и не вступайте в игру ее игры. Оставайтесь спокойным и нейтральным, не позволяйте ей провоцировать вас.
3. Обратитесь к доверенному взрослому: Если ситуация становится невыносимой, обратитесь за помощью к доверенному взрослому, такому как учитель, школьный психолог или родитель. Расскажите им о своих проблемах и попросите совета и поддержки.
4. Не вините себя: Важно помнить, что поведение этой одноклассницы не является вашей виной. Не позволяйте ей влиять на вашу самооценку и самочувствие. Помните, что вы заслуживаете уважения и дружественных отношений.
5. Найдите поддержку: Попытайтесь найти поддержку у других одноклассников или друзей, которые могут понять вашу ситуацию и поддержать вас. Общение с людьми, которые вас поддерживают, может помочь вам справиться с трудностями.
6. Развивайте свою самооценку: Работайте над развитием своей самооценки и уверенности в себе. Постарайтесь фокусироваться на своих достижениях и качествах, а не на отрицательных комментариях или поведении этой одноклассницы.
7. Ищите позитивные взаимодействия: Старайтесь находить позитивные взаимодействия и дружественные отношения с другими людьми в школе или вне ее. Найдите хобби или интересы, которые вам приносят радость и помогают вам чувствовать себя увереннее.
Важно помнить, что вы не должны оставаться во вредных и токсичных отношениях. Если ситуация не улучшается или становится хуже, обратитесь за помощью к профессионалам, таким как психолог или консультант, чтобы получить дополнительную поддержку и руководство.
С уважением, Екатерина Алексеевна.