Соседи угрожают судом. У меня нет возможности, да и желания тоже, выполнять их неправомерные требования.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Я 54 года живу в частном 8-ми квартирном доме. Отношения с соседями в последние годы стали очень напряженными. Меня обвиняют в том, что я "надела корону" и не выполняю требований коллектива, угрожают судом.
Я, действительно, последнее время стараюсь не выходить на общие собрания, поскольку они, как правило, быстро переходят в склоки, сопровождаемые нецензурной бранью, которую я в принципе не приемлю (благо, есть домовой чат в Ватсапе, откуда я узнаю все новости).
Коллектив в доме сейчас четко разделился на два лагеря - двое собственников проводят политику подавления, остальные молча принимают диктат. Доходит порой до абсурда: "Я взяла ваши деньги и возвращать их не буду". Или другая собственница, когда возникла необходимость в проведении срочных аварийных работ, после общедомового собрания в присутствие исполнителя, где были оговорены фронт работ и оплата, самовольно от имени коллектива (на что ей права никто не давал) после окончания работ подписала договор, превысив указанную стоимость на 5 тысяч рублей. И никто из присутствующих не возмутился, все соседи молча приняли это, мои же возражения вызвали только насмешку.
И таких примеров можно привести множество. Я знаю, что я абсолютно права, но никто в доме меня не поддерживает. На собраниях, куда меня пытаются периодически вытащить, эти наши диктаторы проводят свою линию, а остальные безропотно соглашаются.
Сейчас предстоит ремонт в подъезде, замена входной двери. У меня нет возможности, да и желания тоже, выполнять неправомерные требования соседей. Дверь я не ломала (все в доме знают, кто сломал и поджег ее), стены я не заливала несколько лет до такой степени, что отвалилась штукатурка на большой площади. Но платить-то придется всем, а не только виновникам этих безобразий!
Я не знаю, как быть. У меня постоянно повышено давление, болит сердце, появился шум в голове. Доказать что-либо я не могу, поскольку никто из соседей мою правоту не подтвердит, даже если я и напишу заявление в полицию. Все попросту боятся.
Посоветуйте, пожалуйста, что делать в данной ситуации.
Заранее спасибо.
Автор вопроса: Нина Возраст: 71

На вопрос отвечает психолог Пронин Араксис Сергеевич.
Здравствуйте, Нина. Благодарю вас, что поделились вашей ситуацией. Отмечу, что давать каких-либо советов о том, как действовать и как себя вести, я, как психолог, не имею права. Однако, мы можем с вами рассмотреть последствия возможных действий с вашей стороны и на основе полученных выводов вы сможете сами принять решения.
В теории, в любой ситуации возможны пять стратегий поведения:
1 – соперничество: каждый участник уверен в своей правоте и намерен подчинить другого своей воле. Это то противостояние, которое, как вы видите, на данный момент происходит между вами и вашими соседями-диктаторами.
2 – приспособление: более слабый безоговорочно принимает условия более сильного конфликтёра. Это то, как проявляют себя соседи, идущие на поводу у «диктаторов».
3 – Избегание: Человек всячески пытается избежать конфликта и отложить важное решение на потом. Он не только не проявляет интереса к конфликтной ситуации, но и игнорирует позицию оппонента. Для него свойственно демонстративно уходить, отказываться от взаимодействия, отрицать важность конфликта, специально замедлять процесс решения, подавлять эмоциональные реакции. Такая стратегия может быть полезна только в одном случае, если вы не собираетесь продолжать отношения с оппонентом. – Это то, как вы игнорируете собрания жильцов.
4 – Компромисс: обе стороны идут на уступки. Человек старается уравновешивать позиции, предлагать встречные варианты, стремится найти взаимовыгодное решение. Такая тактика является справедливой по отношению к обоим участникам спора, но не является конечной. В результате все равно необходимо вернуться к сути конфликта и найти оптимальное решение.
5 – Сотрудничество: готовность принять решение, которое будет выгодно всем участникам.
В идеальном варианте – нужно стараться прийти к сотрудничеству, и для этого нужно, не только чтобы ваша аргументированная точка зрения была услышана, но и чтобы вы услышали и приняли точку зрения оппонента. Каждый считает себя правым неспроста – в его картине мира правда может быть действительно на его стороне. Понять, в чём ваши «правды» объединяются в одну, а в чем – отличаются, помогает диалог.
Стратегия, которой вы придерживаетесь, судя по вашему описанию ситуации – это в большей степени избегание, и уже не соперничество, хотя вы и уверены в своей стопроцентной правоте, вы уходите от конфликта, не приходя на собрания.
Вследствие этого ваша позиция по возникающим вопросам никак не учитывается и не фиксируется в протоколе собрания, а значит де-факто вы согласны со всем, к чему привело обсуждение. Значит, если собрание постановит, что все жильцы скидываются по определённой сумме, и это будет записано в протоколе и решении собрания, то по суду с вас скорее всего эту сумму взыщут вместе с судебными расходами. Таким образом, если вы с чем-то не согласны, об этом нужно заявлять, аргументировать и фиксировать свое несогласие документально.
Для того, чтобы делать это наиболее грамотно, а также лучше проработать стратегию общения с жильцами, рекомендую обратиться к юристам по жилищным вопросам в вашем регионе.