Как избавиться от эмоций прошлых неудачных отношений?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. С мужем женаты 4 года, знакомы 9 лет. Он очень ответственный, заботливый, честный и добрый человек. В студенческие годы у меня было две неудачные влюбленности. Понимаю, что раньше занималась самосаботажем, вступая в болезненные отношения и получая оправдание быть несчастной, тем самым привлекала внимание окружающих, семьи (моя мама знатная страдалица, и, думаю, я хотела сравняться с ней в этом или даже превзойти). Я привязывалась и ждала многого от несерьёзных парней, в результате страдала от предательства и отвержения. И сейчас при малейшей напоминающей ситуации (муж задержался на работе, не взял трубку, рассказал о знакомстве с какой-то девушкой) у меня включаются очень сильные эмоции из прошлого опыта. Представляю, как я ему уже не интересна, что теперь он не придёт ночевать вообще, что он на свидании с другой и т.д. Чувствую при этом страх потери отношений, гнев за предательство, испытываю вину, т.к. не сохранила отношения, готовлюсь гордо собирать вещи и быть сильной одинокой женщиной. Мои судорожные расспросы и подозрения расстраивают мужа и обижают. Понимаю, что делаю из мухи слона и сама себя накручиваю, но не могу остановить эти сценарии в голове и переживания в сердце. Писала письма прощения своим бывшим, но особого облегчения не почувствовала. Выписывала свои чувства к маме, и с ней отношения улучшились. Я осознаю уже свою отдельность, уважаю её жизненный выбор, и защищаю свои границы. Но не могу освободиться от сценария жертвы, и навязывают мужу роль и поведение своих бывших. (Он не поддаётся, но очень устаёт каждый раз меня успокаивать и оправдываться в том, в чем не виноват). Подскажите, как мне научиться доверять достойном человеку и отпустить уже эти эмоции отвергнутой, переданной и покинутой?
Автор вопроса: Юлия Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Хомякова Светлана Ивановна.
Здравствуйте, Юлия. Вижу, что в психологии Вы не новичок, работаете над собой и отношениями с близкими, а главное, делаете шаги вперед. Из письма я поняла, что кроме страхов по поводу мужа на каком-то этапе жизни были серьезные проблемы взаимодействия с мамой. Об отце Вы не говорите ни слова, в то время как его роль имеет определяющее значение в выстраивании отношений с мужчинами во взрослой жизни. Растила ли Вас мама одна, а если нет, то как папа относился к маме, какие чувства и эмоции получали Вы, как дочь, от общения с отцом? Насколько важным для Вас было его участие и удовлетворялась ли сполна эта детская потребность? Ответьте себе на эти вопросы.
Дело в том, Юлия, что сценарий жертвы сформирован у Вас гораздо раньше. Во-первых, с детства пример «матери-страдалицы» перед глазами, а у нее, наверняка, был свой пример. Во-вторых, взаимоотношения с отцом. Я бы остановилась на этом пункте. «Письма прощения бывшим» - это важно и правильно. То, что облегчение после этого не наступило, лишний раз свидетельствует о более раннем возникновении проблемы. Как раз письмо - откровение девочки папе может быть здесь уместным.
Что касается отношений с мужем, тут за основу нужно взять начало Вашего письма, где Вы его хвалите, искренне и с глубокой благодарностью подчеркивая все его достоинства. Вместе с тем почаще думайте о своей уникальности, подмечайте и хвалите себя за то, что прекрасного и особенного в Вас самой, Юлия. Меняйте свое мышление. Муж любит Вас просто за то, что Вы есть. Как и любой другой человек, Вы достойны внимания, любви, уважения, хорошего отношения. Своим появлением он показал, что в жизни бывает по-другому. Что любовь приносит не страдание, а радость обоим партнерам. Очень часто мы опираемся на болезненный опыт, желая избежать его повторения. Но существует народная мудрость: «Чего боишься, то и случается». Ломать привычные стереотипы мышления, формируя в голове позитивные образы и картинки нелегко, но зато результат наполнит жизнь новыми красками.
Почитайте про «треугольник Карпмана». Там очень ярко описывается поведение жертвы и ее партнеров, а также приводятся более эффективные модели взаимодействия людей. Всегда есть к чему стремиться, Юлия. Главное, желание. И я желаю Вам стать Победителем на этом пути!