Как отпустить умершую маму?

Вопрос психологу:
Добрый день. Моя мама умерла год назад, фиброз легких, ей было 58. Для меня это было тяжелым ударом, все случилось очень быстро и неожиданно. Я, наверное, до сих пор не могу принять ее смерть, и не уверена, что, вообще, когда-либо смогу. Мне было 28, но когда мне сказали с ней попрощаться, я чувствовала себя беспомощным ребенком. У меня остался брат, мама растила нас одна. Когда мне было 4-5 лет, отец еще жил с нами. Он был гулякой, пил, пропадала временами, приходил по ночам, избивал мать. Мне 29, а я до сих пор вздрагиваю от стука в дверь. Мое детство пришлось на 90-е, были тяжелые времена, мама окончательно рассталась с отцом. Она работала врачом, зарплата мизерная, ей было тяжело тянуть нас одной. Я всегда это понимала, я слышала как она плакала по ночам, я старалась помогать ей и не доставлять проблем. Со временем ситуация улучшилась, мама всеми правдами и не правдами зарабатывала деньги, отучила нас с братом в одном из лучших ВУЗов. Но у меня сложные отношения с братом, он старше на 2 года. Мама обожала его, возможно это из-за азиатской культуры, где мальчики ценятся больше, возможно, потому что он первый ребенок. Но с самого детства, нужды моего брата были всегда выше моих нужд. Отдай ему ручку - ему нужнее, пусть он съест пирожное - ты же девочка, зачем тебе, ему всегда нужнее и т.д.. У меня до сих пор какой - то комплекс, что мои нужды или чувства - не достаточно серьезны. Когда мы ругались или дрались с братом из-за чего-нибудь, мама всегда была на его стороне. Это сделало меня злее. Я била брата, а когда он жаловался маме, била его еще сильнее. Мама всегда исполняла его капризы, покупало то, на что у нас не хватало денег, но мама выкручивалась. Я долго хранила обиду на маму, наверное, поэтому мы не были близки. Я ее любила, но никогда не рассказывала своих секретов или мыслей. Все начало меняться, когда брат, учась в университете, начал встречаться с девушкой. Мама узнала, что эта девушка, низкой социальной ответственности, с ребенком, а бывший муж в тюрьме, ей было 22, а брату на тот момент 21. Естественно, мама не собиралась отдавать своего горячо любимого сына подобной особе. Был большой скандал, мама очень сильно поругалась с братом. Вот, наверное, с того момента многое изменилось, у нас по традициям принято, что семья сына живет с родителями. Мама осознала, что брат может жениться на женщине, которая может и не принять маму, и она останется одна. С того момента мамино отношение ко мне изменилось. А я чувствовала ее страх, с одной стороны я злорадствовала и торжествовала, говоря ей, что она сама воспитала такого сына, с другой стороны я всегда повторяла ей, что никогда ее не брошу. Два с половиной года назад брат женился, привел в дом жену. Я на тот момент училась за границей. Но с первой недели брака, они стали ругаться, это продолжалось почти 9 месяцев. Когда я приехала на каникулы, сказала брату и его жене съезжать и перестать дёргать маму. Брат развелся, и обвинил во всем меня и маму. 3 месяца бесконечных обид, а потом у мамы начались проблемы с сердцем, выяснилось, что начался фиброз легких, за 2 месяца, она угасла. Я злюсь на брата, потому что он как всегда не подумал о последствиях своих действий, женился на истеричке, доводил маму, потому что жена доводила его, развелся и опять обвинил маму. Его любимая фраза – плохое случается, ничего с этим не поделать. И никакой ответственности. Я как будто не могу простить мама за такого брата, брата за смерть мамы. Передо мной так и стоит тот мальчик, которого я хочу ударить.
После смерти мамы, осталось много сожалений. Она была очень хорошим доктором, она обожала свою работу. Она могла бы сделать хорошую карьеру, но когда родила нас с братом, уехала за отцом в пригородной захолустье (здесь была квартира), переучилась на терапевта и похоронила себя. 10 лет назад у нее были проблемы с гормонами, она сильно поправилась, из-за чего у нее было много комплексов. Она никуда не ходила, только работа и дом. Мне 29. И я боюсь, что повторю ее судьбу. Я не хочу детей, никогда не хотела, по многим причинам, я хорошо помню, через, что прошла мама, и я не хочу любить кого-то больше жизни, а потом разочароваться в нем, не хочу, чтобы мой ребенок оплакивал меня, проходя то, через, что прохожу я и т.д.. Я слежу за своим телом и питанием, потому что боюсь поправиться. Но я боюсь, что могу встретить какого-нибудь нехорошего человека, который может разрушить мою жизнь. Мама была очень доброй и приветливой, я же довольно жесткая и совсем не приветливая. Я как будто стараюсь сделать все наоборот. Мамины друзья, мне никогда не нравились, недалекие тетки, но для мамы они были бегством от одиночества. В последние дни мамы, почти никого не приходил, коллеги, псевдо-друзья, знакомые - все как будто испарились. Можно всю жизнь помогать людям – а в конце остаться в одиночестве. Я не хочу псевдо-друзей, только чтобы не остаться одной. У меня столько сожалений по жизни маме, я оплакиваю ту прекрасную жизнь, которую она могла бы прожить и не умереть в 58. И все эти чувства иногда захлестывают меня и я не знаю, как мне не утонуть в этом.
Автор вопроса: Анна Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Бурд Маргарита Валентиновна.
Анна, Здравствуйте!
Уход родителей это всегда горевание для любящего ребёнка, в каком бы возрасте он не был. Вы пишите прошёл год после смерти мамы и сейчас мы можем поговорить о Ваших семейных отношениях, а вернее о Вашей жизни.
В детстве, ребёнок напрямую зависит от отношения к нему родителей. И формируются детские установки, которые часто переходят во взрослую жизнь, т. к. не осознаются.
Ребёнок, который в детстве не дополучил любви и тепла (а это видно из письма- Вы пишите, что мама была на работе, и больше любила Вашего брата) часто остаётся в зависимых отношениях с родителями. И здесь бывает 2 пути
1. Не происходит сепарация
2. Ребёнок, вырастая, выбирает созависимые отношения.
Что такое сепарация? Это процесс отделения Своей жизни от родителей, возможность "взять" свою жизнь и пойти самостоятельно по жизни. Это отделение от родителей не только внешнее, но и внутреннее. Дефицит родительского тепла часто нарушает этот процесс.
Отделение от родителей формируется поэтапно с детства. Это видно в кризисы детства (в 3 года и подростковый возраст) . Здесь формируются личностные границы и понимание, что у Вас есть личная жизнь( потребность быть услышанной, понятой, принятой, учитываются желания ребенка , уважение и многое другое.)
Я сожалею, что Вам в детстве было не легко. Сформировались сложные чувства - обида, злость, боль, неудовлетворенность.....
Аня, родителей идеальных не бывает. И нам достаточно их поблагодарить за то, что смогли дать.
"Взрослый" человек отличается от "ребенка" тем, что может взять все "детские чувства" и самостоятельно трансформировать их в "Любовь" .
Как это сделать?
Вы выросли!!!!!!! И способны взять Свою жизнь и пойти вперёд! Не оглядываясь на прошлое! С собой можно взять только хорошее (а хорошего было тоже много). Возьмите лист бумаги и напишите все свои потребности, которые были не удовлетворены с детства ( чувства, связанные с братом, тоже напишите). Вам надо "напитать" любовью своего "внутреннего ребенка", т.е. проявить заботу о себе. Задайте вопрос напротив каждой потребности: Что я могу сделать для себя сейчас? Надо уделить себе время. Вы должны сформировать в себе новую установку - У Вас есть Ваша ЖИЗНЬ! Проявите заботу о себе! Например: Обида это жалость к себе и неоправданные ожидания. Станьте Мамой себе, своей Душе! Чего Вы ожидали. Может похвалы, тепла........ замечайте чего не хватало в детстве и дорастите эти части. Вы почувствуете много силы и любви! И тогда появится интерес к жизни и радость, Вы сможете делать выбор и чувствовать свои желания. Конечно появятся друзья. Жизнь меняется, когда мы берём ответственность за ее изменения! Будьте счастливы!