Как пережить утрату любимого питомца?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, позвольте мне поделиться своей историей. Как понятно из названия вопроса, я потеряла своего питомца. Это был котик, ему недавно исполнился год. Погиб внезапной смертью. Задохнулся в стиральной машине, шестилетняя дочь случайно закрыла его и забыла мне об этом сказать. Закрыла поздним вечером, с утра я встала и обнаружила его уже мертвым. Дочь услышала мой плач и тоже застала его кончину. Очень долго плакали. Отпросившись с работы на полдня, мы попрощались с ним, и я отвезла его в ветклинику на кремацию. Его вещи, вплоть до щеток и шампуня, я сразу собрала и отвезла в приют, в квартире ничего не осталось. Я уже до него теряла питомца, тоже кота, который прожил с нами 18 лет, и он умер от старости, поэтому знаю, что вещи нужно сразу или убирать, или избавляться. К слову, по какой-то причине, смерть предыдущего переживалась легче, хотя мне кажется, любила я их одинаково. Вот уже почти 10 дней, я никак не могу отойти. Дочь пережила в сравнении со мной достаточно легко, из-за этого мной овладевает злость на неё, ведь мне кажется, что она виновная в его смерти, и совсем не скорбит по нему. Я очень стараюсь не показывать злобу по отношению к ней, потому что понимаю, что на самом деле ей так же грустно, просто она переживает это по своему. Я боюсь, что из-за этого, я всегда буду несознательно, но винить её в этом. Этот котик был её подарком, её первым питомцем, которого она так долго просила, может поэтому он отпечатывается так ярко в памяти нашей семьи. Муж в командировке, он погоревал от силы два дня, ему тоже было тяжело, он его тоже любил, но уже на третьи сутки, спрашивая у меня "Как у меня дела?", и получая на него понятный ответ "Грущу. Мне плохо", он недоумевал, говоря: "Сколько можно горевать? У тебя есть дочь, есть муж". На какой-то момент я осознала, что мне нужно рассказать об этом кому-нибудь ещё, потому что чувствовала, что в моей семье никто не понимает меня. Рассказала своей сестре и маме, они меня поддержали. Думали, мне подарить другого котенка, но я отказалась. Боялась, что возненавижу нового котенка, так как он не будет таким, который у нас погиб, да и не вижу никого рядом с собой кроме него. На работу хожу, но там находится невыносимо: столкнулась с такой проблемой будто с завистью к самой себе в прошлом. Например, вижу Excel-таблицу, которую я делала до этой трагедии, и в голове: "Я это делала до его смерти. Как тогда было хорошо, а я и не знала", и так на всё, начиная какими-то дорогами, по которыми я еду ежедневно на работу и вспоминаю, как хорошо было потом вернуться домой и он тебя ждал, заканчивая какой-нибудь мелочью, например, чеком за продукты, датированный до дня его смерти. На работе я мучительно дожидаюсь обеда и бегу на всех парах до машины, чтобы поплакать. Коллегам не рассказывала, боюсь столкнуться с непониманием. Стала ввести дневник, где описываю все свои переживания, потому что понимаю, что бесконечно вываливать на родственников, это не выход, они ведь тоже переживают и расстраиваются, они ведь не виноваты, что у меня такое состояние, и что у меня произошло такое. Хотя советуют наоборот все свои переживания говорить близким людям, но я не могу из-за описанного выше. Тем временем, у меня добавилась ещё и зависть к тем людям, у кого есть питомцы, кого по вечерам кто-то ждёт. На котов вообще смотреть не могу, особенно на тех, которые похожи на моего.
В общем, мне не нравится моё состояние, я очень-очень хочу это преодолеть. Я стала принимать Тенотен, от него мне чуточку становиться легче. Очень боюсь, что это продлиться очень долго, это очень мучительно.
Автор вопроса: Юлиана Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Свиженко Мария Михайловна.
День добрый Юлиана!
Ощущение большого горя от потери домашнего животного – это нормальное и естественное состояние человека. все равно, те, кто не имел животных или никогда не переживал их смерть, вас не поймут.
Животные определяют распорядок дня, помогают нам справляться со сложностями, поддерживают в трудные времена и просто придают жизни смысл. И когда любимое существо умирает, совершенно естественно чувствовать боль и воспринимать это как колоссальную потерю.
Процесс переживания горя часто объясняют через стадии: отрицание, гнев, отчаяние (сожаления и депрессия), примирение и принятие. В первые дни, когда боль всё ещё яркая, можно использовать их, чтобы объяснить всё, что с Вами происходит. А иногда проявление этих стадий смешивается в рамках одного дня — невозможно представить, что это действительно произошло, есть злоба на себя или окружающих. Помните, что всё это — нормальная реакция, из которой выходит первый и, пожалуй, самый главный совет.
Горе и скорбь — это чувства, которые уходят медленно. Даже через несколько месяцев не все уверенно могут сказать, что окончательно пережили потерю питомца. Рано или поздно боль закончится, какими бы не были сложными переживания.
Боль приносит не потеря животного, а потеря близкого создания, к которому была сильная эмоциональная привязанность. Часто чувство потери усложняется внезапностью произошедшего, в частности у Вас с несчастным случаем. То есть это нередко становится травматичным опытом. Реакция людей очень индивидуальна и зависит от огромного количества факторов. Но это в любом случае потеря — в полном понимании слова.
Стадию переживания горя не нужно форсировать и торопить. Для него нет установленного расписания. Естественно, хочется , чтобы неприятные эмоции поскорее закончились. Однако сдерживая свои переживания и отрицая грусть, лишь откладывается столкновение с негативными эмоциями. Да, несомненно Вам хочется плакать, и Вы нашли свое безопасное место(в машине) , чтобы сделать это. Не сдерживайте себя. Также очень важно не винить себя за долгое переживание горя — у каждого из нас свой темп.
Юлиана, ещё предполагаю , что Вы сами испытываете чувства вины из за случившегося. Ну например , не смогли уберечь , не заметили, не проверили или подобные обвиняющие себя мысли.
Чувство вины после смерти питомца — это достаточно частое явление. Во многом это связано с тем, что Вы сильно любили животное и чувствовали за него огромную ответственность. По сути, неважно, от чего умер питомец, но чувство сожаления и гнев на дочку, возникают у многих людей, даже если в глубине души Вы понимаете , что ребенок на самом деле, сделал это не специально, для того, чтобы животное задохнулось. Да и себя долго судить не стоит, что не увидели вовремя т.д. Вышла ошибка, которая к сожалению закончилась трагедией для животного, но такое бывает. В жизни разные ситуации могут быть. С чувством вины мало что можно сделать в первые дни после потери, так как оно сильно привязано к нашим ярким эмоциям. Однако старайтесь регулярно напоминать себе, что вы сделали всё, что от вас зависело, чтобы обеспечить питомцу хорошую жизнь.
Это замечательно, что завели себе дневник! Вы сами себе помогаете прожить чувство горя. Можете писать в дневник свою мольбу о прощении, если действительно, я предположила правильно и Вы испытываете чувство вины в гибели животного.
Вы можете , если есть фото, создать фотоальбом, или …. посадить дерево в память о питомце, нарисовать портрет, написать историю и рассказ , или любым другим способом почтить память ушедшего друга. Вспомните забавные и радостные моменты, которые наверняка были в совместной жизни.
Я понимаю, родственники стараются Вам помочь пережить беду , но коль Вы выбрали путь не взваливать на них Ваше горе, тогда возможен путь поиска группы поддержки.
Замечательно, если вам удастся найти группу поддержки, состоящую из людей, которые тоже переживали смерть питомцев – хотя бы в Интернете.
Если вы не готовы впустить в свое сердце новое животное, то можете стать волонтером и помогать животным в приюте. А когда почувствуете, что готовы, возьмите другого питомца. Он не компенсирует утрату, но подарит радость и приятные заботы.
Важно позаботиться о себе. Стресс, который переживаете в связи со смертью питомца, лишает сил. Пешие прогулки (хотя бы) помогают справиться со стрессом.
Но и конечно, позаботьтесь о дочери. Для того, чтобы не винить свою дочь, пересмотрите свои отношения с ней. Возможен ли такой вариант, что у ребёнка была своя причина, закрыть котика? Или это была просто игра? А были ли до этого случая такие игры с питомцем? И если да, то как Вы на это реагировали?
Это совершенно естественно, что она пережила случай достаточно легко. Дети вообще, начинают осознанно понимать о существовании смерти , только к 7 годам. Именно Ваше состояние горя и грусти , могут сказаться подсознательно на чувствах девочки. Внешне это не проявится, но может сказаться на уровне психологического здоровья. Указать причину, по которой погиб питомец ребёнку необходимо, для коррекции поведения( неправильные поступки привели к трагедии и конечно совсем не следует так поступать) , но и также необходимо проговаривать ребенку Ваши чувства горя, вины и злости( я чувствую боль, злость , потому, что ..... ). Девочка научится распознавать свои чувства и в будущем реагировать правильно, в трудных обстоятельствах жизни.
И ещё раз повторюсь о важности пройти через все стадии принятия и пережить все эмоции, возникающие в ходе этого процесса — и горе, и вину, и подавленность, и пустоту внутри . Это важно для нормального самочувствия в долгосрочной перспективе. Если люди сами себе запрещают грустить, тосковать и испытывать боль, это может негативно сказаться на психологическом благополучии».
Нет «стандартного» периода для переживания утраты, у каждого время горевания свое. Но чем полнее вы переживаете скорбь и гнев, тем быстрее сможете снова дышать полной грудью. Некоторым людям для этого требуются недели, некоторым – месяцы или годы. Хотя, конечно, забыть о потерянном друге вы не сможете, но воспоминания со временем окрасятся не тоской и виной, а светлой грустью и благодарностью за то, что это существо было в вашей жизни.
Зависть - это отдельная тема.
Поэтому надеюсь, что советы и рекомендации, которые я собрала, всё же смогут помочь Вам Юлиана. Хоть Вы и потеряли очень важное существо, но мир вокруг Вас требует, чтобы Вы двигались дальше.
Всех Благ