Жизнь после суицида матери...

Вопрос психологу:
Добрый день. Как говорят, все идет из детства, поэтому немного о моем детстве...Жили мы в небольшом поселке. Отец страдал алкогольном зависимостью и почти с нами не жил, вскоре умер, когда мне было 6 лет. У меня есть старшая сестра, разница в 4 года. Мама много работала, хозяйства было тоже много. Помогала бабушка. Вскоре мама вышла замуж. Но отчим тоже пил. Мама стала выпивать вместе с ним. Это были недельные запои, а потом год она держалась, потом опять. Были драки. Несмотря на пьянство мама держалась, работала, но зп была очень маленькой. Долги, кредиты... Отчим почти не помогал по дому, маме приходилось тащить все на себе. Мы росли. Закончили школу. Сестра вышла замуж удачно, устроилась. После 40 лет у нашей мамы начались серьезные проблемы со здоровьем, операции и тд ей дали инвалидность, удалили третью часть желудка, к этому времени она уже давно бросила пить, даже по праздникам, отчим бросил ее после операции и ушел к молодой женщине. Вскоре с ней снова случился запой. Мы ее вытащили. Жили, мама работала, долги, кредиты... Работала и я, мы с сестрой всегда помогали, финансово, морально. Ее болезни продолжали вылазить одна за другой. Я работала в другом городе, но все выходные я проводила с ней. Встретила мужчину, забеременела. А мужчина мой врал и изменял. Уйдя в декрет я уехала к маме. Она все чаще говорила что устала, жаловалась на болячки. Мы с сестрой возили ее по больницам, обследовали. Отец моего ребенка, приезжал, помогал. Появилась надежда что он исправился, мы стали говорить о совместной жизни. Декрет подходил к концу, и мне нужно было уезжать. Мама упала и повредила тазобедренную кость, попала в больницу, отъезд я отложила. Ухаживала за ней. Тогда терапевт сказал что ей нужно в психиатрическую больницу. Что все причины в голове. Тогда, у мамы уже были приступы тревоги, она много спала и мало интересовалась происходящим вокруг... Так я жила с ней 2 года видя как она тает... Я повезла ее в психиатрическую клинику, незадолго до этого она предпринимала попытку повеситься, практически у меня на глазах. Я увезла ее, мы много говорили с врачом, это страшное место, особенно страшно когда там оказывается твоя мама... Лечили ее там всего две недели, т к она работала и дольше больничный никто дать не мог...Приехала она отстраненная, безразличная и много спала. Я боялась, переживала. Она принимала сильные препараты. Время поджимало и мне нужно было уезжать. Я попросила брата мамы ухаживать за ней, наняла няню, спустя час после моего отъезда няня нашла маму повешенной. Я вернулась. Это было страшно. Я винила себя что уехала. Невыносимо было, но я держалась ради ребенка. От боли, вины, я не знала как жить. Настал момент выхода на работу, детский сад... Тоже стресс. На работе я была абсолютно растеряна, я стала бояться решения многих задач, мне стало невыносимо общество. Спустя еще немного времени отец ребенка, как я думала исправившийся, стал уезжать на рыбалку и вообще бежать из дома, а мне нужна была поддержка... Я старалась раствориться в ребенке... Болезни начались и у меня... подозрение на онкологию, боли в голове, орз, гаймориты, слабость...Выяснилось что мой мужчина ведет двойную жизнь и живет с другой женщиной...Это был еще один удар. Обила, разочарование, то чувство что ты одна во всем мире. Еще живая боль от потери мамы. Больничные...То ребенок, то я...это стало невыносимо, и я ушла с работы.. Стала заниматься своим делом. Денег не хватает. Ребенок и я также часто болеем. Выйти на работу вновь нет возможности из за бесконечных больничных. Кажется не везет во всем. Кажется выхода нет. Это все давит. Я должна нести ответственность за нас двоих. И несу, как могу теперь... Боль и обиды иногда застилают все... Хочется от всех закрыться. Перестала общаться почти со всеми, в тот момент никого не оказалось рядом... Есть стремление развить свое дело, но неуверенность, отсутствие поддержки, страхи, мешают... Может я не нашла выхода эмоциям...Дайте пожалуйста оценку моему состоянию...
Автор вопроса: Ирина Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Шмыголь Ольга Васильевна.
Здравствуйте, Ирина!
Дать объективную оценку Вашему состоянию, основываясь только на написанном, непросто. Попробую проанализировать Ваше письмо и обозначить некоторые рекомендации. Если у Вас возникнут какие-либо вопросы и дополнения, Вы можете написать об этом в комментариях.
Как Вы верно заметили, большое влияние на нашу жизнь оказывают детско-родительские отношения. Если в детстве то, что было с нами, изменить, к сожалению, мы не можем, то, будучи взрослыми, в наших силах изменить свои поведенческие реакции. Исходя из того, что Вы написали, на протяжении всей своей жизни Вы постоянно находитесь в созависимости: сначала с родителями и отчимом, которые злоупотребляли алкоголем; сейчас стараетесь «раствориться в ребенке», переживая стрессовые ситуации; возможно, и в отношениях с противоположным полом также присутствовали элементы эмоциональной зависимости.
Созависимость определяется как зависимость от людей определенного типа поведения или от конкретных вещей. Чтобы справиться как-то со своими чувствами, созависимые люди пытаются контролировать окружающих, события, происходящие в их жизни. Контроль для созависимого занимает центральное место. Такой человек может зависеть от других людей, их жизни и проблемы так сильно переплетаются, что собственная жизнь и личность созависимого «растворяется» в проблемах человека, от которого он зависит. Такая ситуация возникла в Ваших отношениях с мамой, ее трудности и болезни стали и Вашими, таким образом Вы стали «проживать» ее жизнь, а не свою. В таком состоянии очень сложно быть в отношениях с противоположным полом, часто просто не хватает ресурсов и энергии, возникают сложности в общении. С темой созависимого поведения, конечно, лучше работать под руководством психолога, но, если на данный момент Вы не готовы к этому, рекомендую Вам к прочтению книгу Дженет Дж. Войтиц «Взрослые дети алкоголиков: семья, работа, отношения». Важно помнить о том, что проблема созависимого поведения может передаваться из поколения в поколение. Проблемы родителей могут переходить к их детям и детям их детей до тех пор, пока этот процесс не будет остановлен.
То, что Вы через письмо обращаетесь за помощью — это уже важный шаг в работе над собой. Рекомендую Вам также поработать со своим эмоциональным состоянием с психологом, самостоятельно можно вести дневник эмоций, написать «письмо обид» отцу ребенка, маме. Дать выход эмоциям в случае переживания смерти близкого человека — это очень важно в процессе горевания. Переживание чувства вины после смерти родного человека является одной из стадий горя, которую необходимо прожить. Важно понимать, что болезни мамы и ее решение уйти из жизни — это не Ваша ответственность и вина, к тому же ей требовалась психиатрическая помощь. К сожалению, Вы не указали, сколько времени прошло с даты смерти Вашей мамы, если больше 1-1,5 года, а эмоционально все еще сложно справиться, то в этом случае лучше обратиться за помощью к специалисту (психотерапевту/психологу).
Непрожитые эмоции и стрессовые ситуации — все это негативно сказывается на Вашем здоровье, организм не выдерживает и «отвечает» болезнью, чтобы Вы наконец-то обратили внимание на себя и свои потребности, проживали свою жизнь, а не «растворялись» (сливались) с чьей-либо. Ваш ребенок является отражением семейной системы, в том числе Ваших взаимоотношений и чувств к его отцу. Рекомендую Вам изложить все свои претензии и переживания в виде письма, после чего уничтожить написанное. Ваша задача — выплеснуть все, что накопилось и разъедает Вас изнутри. Пропишите чувства по очереди:
1. «Я злюсь на тебя за то, что ты...»
2. «Мне обидно, потому что ты...»
3. «Я была разочарована, когда ты...»
4. «Мне грустно, потому что...»
5. «Мне страшно от того, что...»
6. «Я сожалею о том, что...»
7. «Я благодарна тебе за то, что...» (количество поводов для благодарности — это показатель того, как хорошо Вы проработали предыдущие пункты, если благодарность трудно выразить, вернитесь к первому пункту и постарайтесь еще раз выразить свои чувства).
С уважением, психолог Шмыголь Ольга Васильевна.