Как забыть умершего мужа.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. 10 октября 2021г у меня умер муж мы прожили вместе 12лет у нас есть сын 12 лет. Мне очень плохо все напоминает о муже не хочется готовить я конечно готовлю потому что надо потому что надо кормить ребёнка каждый день я плачу думаю о нем. Я не знаю как не думать о нем и когда я приду в себя и мне станет хоть чуть чуть получше??? Я пью афобазол но он не помогает я так же ною вспоминаю всю нашу с ним жизнь и не верится что его больше нет из за моих страданий проявилась аритмия мне кажется я больше не с кем не смогу жить и никого не полюблю но очень боюсь одиночества когда мне станет легче я смогу готовить с удовольствием для ребёнка и себя или я всегда теперь буду страдать и рыдать даже сейчас я пишу и мне плохо что хочется орать и кричать от горе как будто ком стоит в горле и не проходит что мне делать пожалуйста подскажите мне хоть что нибудь? Может мне пропить какие нибудь таблетки я каждый вечер выхожу с сыном в парк что прогуляться отвлечься но всё равно думаю о муже могу пройти молча и даже не слышать истории, которые рассказывает мне мой ребёнок может прошло слишком мало времени что бы я не думала о нем.
Автор вопроса: Оксана Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Плескач Богдан Вадимович.
Уважаемая Оксана!
Сочувствую вам связи с потерей мужа. В своем ответе постараюсь дать некоторые объяснения и рекомендации.
Выбранная вами стратегия: готовить еду для ребенка и каждый день гулять с ребенком или самостоятельно – мне кажется абсолютно правильной. Придерживаюсь взгляда, что физическая активность, какие-то простые, действия, которые хорошо заучены и хорошо получаются, лучший способ пережить горевание. То есть я считаю, что имеет смысл выполнять простые ежедневные задания и ждать пока горевание закончится. Можно получать радость от того, что получается приготовить еду, прибраться, помыть посуду и т.д.
Когда Вы что-то делаете: моете посуду или подметаете – постарайтесь сосредотачиваться на том, что вы делаете. Что чувствуют ваши руки, когда Вы моете посуду, что чувствует ваша поясница – когда вы подметаете? То же самое во время прогулки – постарайтесь смотреть по сторонам, что видите, что вы чувствуете, когда идете. Что говорит Вам ребенок. То есть постараетесь отвлекаться со своих мыслей и переживаний на телесные ощущения на то что вы слышите и видите. Такое отвлечение и переключение внимания может помочь вам быстрее пережить горевание.
Вы спрашиваете «когда я приду в себя и мне станет хоть чуть чуть получше…?». Отвечая на этот вопрос хочу вам объяснить, что вы переживаете потерю близкого человека и это переживание имеет ряд стадий, пройдя которые человек справляется с утратой. С точки зрения Джона Боулби таких стадий 4. При чем они не обязательно протекают в строгой последовательности, а могут протекать фрагментами: то в одной стадии, то в другой. Выделяются такие стадии: шок (человек не может понять что с ним произошло, ничего не может делать); отрицание факта утраты (неверие в то, что близкий умер, попытка его найти, сохранить с ним связь); отчаянье и дезорганизация (характерны горевание за утраченным человеком, чувства вины, злости на умершего в связи с тем, что он слишком рано ушел); реорганизация (возвращение способности активно функционировать и развивать отношения привязанности).
Считается что очень важным является испытать злость по отношению к утраченному человеку в связи с тем, что она (смерть) произошла не вовремя, к этой утрате субъект (т.е. вы) были не готовы. Что близкий оставляет субъекта беззащитным в этом мире, со всеми сложностями, с которыми приходится справляться.
Могу предположить, что это ощущение кома в горле, о котором вы пишите, может быть связано с такой эмоцией как - обида (в связи с тем, что потеря произошла слишком рано, не своевременно, когда вы к ней были не готовы). К сожалению, утрата произошла, вам жизненно необходимо научится самостоятельно справляться с жизненными невзгодами и, позже, возможно, искать кого-то кто может помочь и поддержать вас.
Вы пишите: «Может мне пропить какие нибудь таблетки…». Назначать таблетки не входит в мои компетенции. Этим занимается врач. Так как вы жалуетесь на то, что много плачете и появилась аритмия – то имеет смысл попить лекарства. Для этого необходимо обратится в психоневрологический диспансер или отделение. К врачу психиатру. Сейчас очень много современных антидепрессантов, которые имеют слабые побочные явления и работают очень «мягко».
В. Франкл, книгу которого я хочу вам рекомендовать прочитать, писал о том, что любое страдание легче переносить когда оно имеет смысл. В одной из своей книг, он приводит случай из своей практики. К нему обратился пациент, у которого умерла жена и он не мог с этим смирится, все время грустил, плакал, переживал, был очень подавлен, испытывал сложности в том, чтобы сосредоточится. И Франкл предположил, что эта тоска и грусть она символизирует верность, привязанность. И спросил у пациента: если бы он умер, то чтобы испытывала его жена? Ведь она тоже была верна ему и любила его. Пациент Франкла это представил и такое представление принесло ему облегчение.
Рекомендую Вам книгу: В. Фракл «Сказать жизни «Да». Психолог в концлагере» (ее можно найти в интернете, текст или аудиокнига).
Фильмы: 1. Жизнь прекрасна (La vita e bella), 1997. В главной роли Р. Бениньи
2. «Крестный отец» (1972) и «Крестный отец 2» (1974), реж. Ф.Ф. Коппола.
3. можно попробовать посмотреть «Начало» (2010 год), в главной роли Л. Ди Каприо.
Надеюсь, что смог вам помочь. С уважением ПБ.